Серафима пришла ко мне на разовую встречу. Ситуация была сложной. У Серафимы уже было двое детей и совершенно неожиданно для себя она оказалась снова беременна. Но это я забегаю вперед. Лучше начать с самого начала.
Серафима села в кресло и робко начала говорить.
- Знаете, мне вас подруга посоветовала. Она говорит, что в сложных ситуациях разговаривает с вами и решение приходит как-то само. А мне сейчас совершенно необходимо принять решение.
- Похоже, вам нужно принять какое-то важное решение.
- Да, очень и очень важное. У меня есть максимум пара недель. Мне нужно понять, делать аборт или нет.
Серафима выпалила эти слова как что-то страшное и замолчала. Её глаза смотрели на меня с болью и отчаянием.
Такая консультация – огромная ответственность для психолога. Потому что самое главное – это нейтральность. Неважно, какой позиции придерживаюсь я относительно прерывания беременности. Моя задача – пройти вместе с клиенткой путь принятия решения и помочь ей взять на себя ответственность за это решение. Любое решение. Каким бы оно ни было.
- Серафима, расскажите немного о вашей ситуации. Я уверена, что за те дни, пока вы обдумываете то, что произошло, вы о многом подумали, вы рассматривали разные варианты.
- Да, конечно, вы совершенно правы. Мне 30 лет. У меня двое детей. Мы изначально так и планировали двоих. После рождения младшего сына мы с мужем предохранялись. И как так получилось… Я не знаю.. Случайность… Это было совершенно неожиданно для нас. Просто катастрофа.
- А что значит – катастрофа?
- Катастрофа – это значит, что я не готова совершенно. Мне достаточно тяжело сейчас во всех смыслах с детьми: и физически, и финансово. Двое детей – это как говорят «необходимый и достаточный минимум» для нас. В моих планах выйти на работу в ближайшее время. Но если я сейчас принимаю решение оставить ребенка, конечно, я не смогу.
- То есть, для вас важно сейчас выйти на работу?
- Важно. Но нет, не это главное. Я, конечно, хочу на работу выйти. Но я понимаю, что если бы я хотела этого ребенка так как хотела первых двух, меня бы никакая работа не остановила. Я просто, кажется, не хочу еще одного ребенка и прикрываюсь работой. Мол, работать надо, мужу помогать, не все же ему одному тащить.
- Вы это себе говорите или кому-то еще?
- Какой хитрый вопрос. Я это говорю и не себе, и не другим. Я так в своей голове разговариваю с окружающими.
- Вот как. А что это за окружающие?
- Наверно, моя мама.
- Получается, что, принимая решение, вы ориентируетесь на свою маму и её мнение.
Серафима молчит и мнется. Ей как будто неловко, что она, взрослая женщина, ориентируется на маму.
- Мы, люди, - социальный существа. Наверно, именно поэтому мы и выжили как вид. Мы живем в группе и, конечно, ориентируемся на мнение значимых людей. Только важно, чтобы эта ориентация на мнение другого не мешала человеку принимать своё собственное решение. Важно, опираясь на других, не забывать опираться и на себя.
Я говорю эти слова, потому что Серафиме сейчас очень нужна поддержка. Очень. И ещё ей важно начать ориентироваться на себя. Потому что решение, которое она должна была принять – это только её решение.
- Серафима, вы сейчас сказали, что в своей голове разговариваете с другими, в частности, с мамой. Давайте попробуем воспроизвести этот диалог. Каким бы он мог быть?
Серафима задумывается.
- Знаете, это ведь не диалог будет. Это будет монолог со стороны мамы, а буду молчать.
- В вашей голове диалог с мамой будет её монологом, верно?
- Да. Потому что диалог с мамой я себе таким и представляю.
- Попробуем?
Серафима кивает головой.
- Ты же понимаешь, что если так получилось, то так тому и быть. Ребенок сам решает, рождаться ему на свет или нет. Не ты решаешь, а ребенок по воле провидения решает это. Где два ребенка, там и третий будет. У тебя же всё есть, вещи там всякие, ничего даже покупать не нужно. Разве можно душу загубить? – Серафима замолкает и завершает, - Ну вот как-то так.
- Серафима, попробуйте теперь переформулировать мамины слова. Скажите их от первого лица, от своего лица и выскажите при этом ваше мнение.
Серафима немного теряется.
- Мне сложно, я, кажется, забыла все то, что сейчас говорила. Мне бы записать надо было.
- Что мешает нам сделать нужные записи?
Серафима берет ручку и записывает слова мамы. После этого она, глядя на листок, начинает переформулировать их. Серафима – визуал, ей удобно видеть текст.
- Я понимаю, что если так получилось, то так тому и быть. Ой.
Серафима замолкает.
- Что-то не так?
- Ну да, это не мои слова, это мамины, я просто пересказала от первого лица.
- Попробуйте изменить их так, чтобы они стали вашими.
- Я понимаю, что если так получилось, то это случайность. Случайности иногда бывают, от меня не все зависит. Иногда случайность такова, что ничего не изменить. Я не могла сделать так, чтобы беременность не наступила. - Серафима смущается и повторяет свои слова. - Я не могла сделать так, чтобы беременность не наступила. Не могла, потому я не была безответственной, эта беременность – тот самый случай, ошибка, погрешность. Так уж получилось, хоть мы и не планировали. А вот что будет дальше – должна решать я. Я должна решить, хочу я, чтобы этот ребенок родился или не хочу. Дело не в деньгах, вещах, не в одежде. Одежды точно хватит и даже бедствовать мы не будем. Я просто хочу сама сделать свой правильный выбор. Дело в моей жизни.
Серафима замолкает. Смотрит на меня.
- Я, кажется, понимаю. Я как будто веду диалог с теми, кто говорит мне про живую загубленную душу.
- Вам откликается эта точка зрения?
Вот здесь та самая точка нейтральности. Совершенно недопустимо говорить о загубленной душе и категорически недопустимо трансляция обратной, материалистической точки зрения. И совершенно неважно, на какой позиции нахожусь я. Важно, чтобы клиентка сама поняла, что она думает и что она чувствует в связи со своими мыслями.
- Про загубленную душу? Я как-то, когда беременная была, ходила на курсы и там нам показали фильм. Фильм был снят от лица эмбриона, которого хотят абортировать и он говорит прямо человеческими словами, мол, мама, что же ты делаешь, мама, я тебя люблю. Так вот. Мы, беременные, тогда обрыдались все. Я вот сейчас этот фильм вспоминаю. Да, трогательно. Но это неправда. Я, конечно, не биолог, но в целом биологию достаточно знаю, чтобы понимать, что ничего эмбрион думать не может, чувствовать не может. А вот я и думаю, и чувствую.
Серафима резко замолчала.
- Стоп. Я сказала сейчас, что я думаю и чувствую. Понимаете, я. А в своем решении я ориентируюсь на маму, на её слова, что ребенок, мол, выбирает. То есть, получается, что все выбирают, кроме меня.
- Вам важно выбрать самой?
- Знаете, проще, гораздо проще переложить ответственность на ребенка, который сам выбирает родиться и на маму. Мне сейчас кажется, что оставить ребенка проще. Как будто снимаю с себя ответственность. Ну так получилось, что ж теперь.
- Что тогда?
- А тогда я буду страдать и думать, что все-таки так получилось, что это ребенок выбрал родиться, ну а мне пришлось подчиниться. Я буду в позиции жертвы. А я хочу принять решение и сама за него нести ответственность.
Я обращаю внимание на позу Серафимы. Она сидит так интересно, боком, частично на коленях, ее ноги не касаются пола. Положение тела Серафимы неустойчиво.
- Серафима, почувствуйте сейчас своё тело. Ваше тело находится сейчас в устойчивом положении?
- Нет, я как будто в воздухе болтаюсь.
- На что это похоже в вашей жизни.
- Ну это же очевидно. Я сейчас болтаюсь в воздухе, в подвешенном состоянии.
- Как вам? Комфортно?
- Привычно я бы сказала.
- Привычно. А чувства какие?
- Опасно, напряжение. Еще мне грустно.
- Пожалуйста, измените сейчас позу. Найдите позу более устойчивую, с опорой.
Серафима садится ровно, ноги ставит на пол, опирается спиной на спинку кресла, руки кладет на подлокотники.
- Серафима, как вам сейчас?
- Хорошо.
- А что с вашей уверенностью?
- Ну… В такой позе я более уверена в себе. Мне это нравится.
- Вы больше не болтаетесь в воздухе.
- Нет, - смеется Серафима.
- Попробуйте теперь высказаться о той ситуации, которая вас беспокоит.
- Так. – Серафима откидывается на спинку, закидывает назад голову и зарывает глаза. – Так. Я беременна. Это не очень хорошо. Это плохо. Потому что я не хочу этого ребенка. Но ситуация в моих руках. Я могу изменить её. Только я и больше никто. Поэтому я её и изменю. Я не готова сейчас к рождению этого ребенка и я хочу прервать беременность. Да. Это звучит, может быть, страшно, но я хочу сделать аборт. Это моя жизнь. Это моя ответственность. Я принимаю это решение осознанно. Я имею на это право.
- Серафима, сейчас вы высказались относительно своего решения. Что вы сейчас чувствуете? Это решение сейчас верное для вас?
- Да. Это моё решение и оно такое. Спасибо вам.
Такие консультации очень сложны с этической точки зрения. Неверная интервенция может настроить клиента на определенное решение, а этого быть не должно. Это и есть нейтральность.
(c) Юлия Гусева, психолог