Пандемия создала массу проблем: социальных, экономических, межличностных, психологических.
И с психологическими последствиями COVID-19 психологи уже начали сталкиваться в своей работе.
Последние месяцы у меня все больше клиентов, которые переболели COVID-19, прошли этап выздоровления и оказались перед лицом страха.
Это страх задохнуться. И нередко этот страх сопровождаемся учащенным сердцебиением, тревогой, затруднением дыхания.
Работаю ли я с такими клиентами? Да, конечно.
С одной стороны мы работаем над теми психологическими проблемами, которые старые причиной возникновения страха. Но это долгосрочная работа.
А еще в этом случае нужна «скорая психологическая помощь». Нужно научиться самостоятельно справляться с приступами тревоги и страха.
Что не стоит делать?
Сразу скажу, что делают большинство моих клиентов и что делать не нужно. Не нужно при первом приступе тревоги ложиться на кровать и стараться концентрироваться на себе, своем внутреннем мире, своем дыхании. Увы, эти действия только усиливают тревогу у обычного человека. Почему я говорю у «обычного человека»? Потому что те, кто занимается йогой, медитацией, тренируются в разных дыхательных техниках, могут снимать у себя тревогу этими способами. Но мы-то говорим об обычных людях, которые не имеют многолетних дыхательных практик.
Что делать?
Учиться фокусировать свое внимание не на себе и своем внутреннем мире, а на внешних объектах. В этих случаях тревога снижается, дыхание нормализуется.
Как?
Приходите на консультацию и будем учиться.
(с) Юлия Гусева, психолог
Я очень люблю убираться. И очень люблю психотерапию. Может быть то, что я люблю уборку, покажется вам странным или даже глупым. Но это, действительно, доставляет мне радость и удовольствие. Ровно как и работа с людьми.
Уборка – это наведение порядка в доме, в вещах. А психотерапия – это наведение порядка внутри человека, в мыслях, чувствах, в его отношениях с миром и с самим собой.
И вот недавно я посмотрела фильм "Жизнь - волнующее волшебство уборки".
И представленная в фильме «философия уборки» создала еще более прочные ассоциации между терапией и уборкой.
Вот, например, в фильме мы слышим такие слова: «Нет, это не я буду делать уборку. Это вы будете делать уборку, а я буду вас сопровождать». Гениально, не правда ли? Ничего не выйдет, если будет активен только терапевт, если терапевт будет работать, а клиент ждать изменений в своей жизни. Не получится. Клиент платит деньги не за то, чтобы за него что-то сделали, а за то, чтобы его сопровождали в процессе, поддерживали, помогали сделать то, что приведет к изменениям.
Почему так? И снова фильм дает ответ: «Если я сделаю уборку за вас, то все вернется назад через неделю». Здорово, правда? В терапии это про что? Например про то, что если терапевт даст совет это может помочь на какое-то время, но не будет долгосрочного результата. А человек должен сам «дойти» до каких-то озарений.
А почему люди приходят в терапию? Иногда для того, чтобы наладить отношения с близкими. То есть, не ради себя, а ради других. «Вы затеяли уборку ради него? Это неверный подход. Вы должны убираться ради себя, ради своих изменений в жизни». Также и терапия должна быть для себя. Не для других. Это не эгоизм. Это здоровое отношение к себе. А изменения в себе дадут изменения и в отношениях с другими.
А напоследок про травматичный опыт. Очень часто человек надеется этот опыт забыть. Забыть, как будто его и не было. Не получится. И не нужно. Глупо вычеркивать из жизни какие-то эпизоды. « Нужно попрощаться с вещью, поблагодарить ее за то, что она вам дала» - гениальная фраза, правда? Так и то, что хочется забыть не нужно забывать. Нужно принять, отпустить, поблагодарить за опыт и сделанные выводы.
Похожа ли терапия на уборку? Очень.
(с) Юлия Гусева, психолог
Статистика показывает на неутешительные данные. За период вынужденной самоизоляции увеличилось число фактов домашнего насилия, стало больше семейных конфликтов, ссор. Можно предполагать, что следствием будет всплеск разводов.
К сожалении, сейчас нет возможно у супружеских пар получить семейную консультацию. И это печально. А ждать окончания ограничительных мер может быть губительно для отношений.
Что же делать? Способов много.
Например, разговаривать. Или рисовать вместе. Или печь пироги. Сажать цветы. Поможет? Не знаю, если честно.
А мне пришло в голову такое упражнение.
Кинотерапия.
Знаете, что такое кинотерапия? Кинотерапия подразумевает просмотр специально подобранных фильмов и их обсуждение в группе. Что значит «специально подобранный фильм»? Это фильм, который может актуализировать какие-то чувства, вызвать какие-то мысли, которые важны именно в данный момент жизни человека.
Какой фильм я бы рекомендовала парам, находящимся в конфликте?
Прекрасный французский фильм «Франсуаза или супружеская жизнь».
Что такое конфликт? Дословно – это столкновение. Столкновение интересов, позиций. Конфликт – это всегда напряжение.
И особенность конфликта в том, что два человека видят ситуацию по-разному, каждый со своей стороны. и это разное виденье создает почву для напряжения. Напряжение возникает тогда, когда у каждой из сторон есть своя правда и нет желания (или сил, энергии) увидеть правду другого, посмотреть на мир глазами другого человека, глазами партнера.
Как же мы будем выполнять упражнение и при чем здесь кинотерапия?
Дело в том, чтобы запустить какой-то процесс, нужен стимул. В нашем случае это процесс взаимодействия, попытка обсудить ситуацию, высказать свое виденье, увидеть ситуация глазами партнера.
Как известно, бревно в своем глазу видно не так хорошо как сучок в глазу другого. Так вот, посмотрите фильм вместе. Потратьте три часа вашего драгоценного времени на себя самих. Подумайте о том, как видят каждую ситуацию герои: Франсуаза и Жан-Марк.
А потом сделайте то, чего не делали герои. Начните разговаривать. Начните обсуждать ваши проблемы. Но не просто высказывая взаимные обвинения и претензии. Это не способствует разрешению конфликтов. Попробуйте по очереди описать одну и ту же ситуацию каждый со своей стороны. Расскажите партнеру о том, как вы видите ситуацию, что чувствуете.
Поможет ли это упражнение решить проблемы? Я не знаю этого наверняка. Но это шанс увидеть другого, шанс к поиску взаимопонимания.
(с) Юлия Гусева, психолог
В заголовке есть доля провокации. И это правда. Дело в том, что многие родители устали, не хотят, не умеют, не готовы выполнять роль учителя.
Но, к сожалению, ситуация от нас не зависит. Поэтому приходится играть роль учителя, вникать в то, что задано, вникать в новый материал. И это часто раздражает родителей. Я нередко слышу от родителей: «Я уже закончил(а) школу», «Я не хочу снова десять лет сидеть за партой». Нормальное желание нормальных людей.
Но, тем не менее, ситуация такова, что приходится на время возвращаться в школу, причем в какой-то странной роли: то ли учитель, то ли родитель, то ли ученик.
У родителей копится раздражение, много напряжения и тревоги. Что же делать?
Я бы предложила родителям сделать то, что на современном жаргоне называется «прокачать skills». Что это значить? Это значить продвинуться в чем-то, развиться.
В чем же может продвинуться современный родитель, занимаясь со своим школьником? А попробуйте-ка решить задачки ученика средней школы. Если вы гуманитарий, то придется «поскрипеть мозгами». Зачем вам это нужно? Решать школьные задачки – хорошая профилактика, например, болезни Альцгеймера, при которой нарушается логическое мышление, ухудшается память. Кстати, бабушки и дедушки, которые учат с внуками уроки, дольше сохраняют ясность мышления. Между прочим, заодно это и диагностика вашего мышления. То насколько хорошо вы понимаете материал, усваиваете его, запоминаете – маркер сохранности вашего мышления. Легко ли вам даются задачи? Легко ли вы делите или умножаете четырехзначные числа? Может ли разобрать слово по составу? Помните ли вы, что бактерии бывают сапрофитами и паразитами, а растения голосеменными и покрытосеменными? И что грибы – не растения? А литература? Взрослому заново прочитать школьную программу – это совершенно иные впечатления от прочитанного.
Почитайте учебники по биологии, географии, физике, истории, литературе. Поверьте, многое из этого материала вы знаете. Но что-то вы, забыли. Этот материал – поле для обсуждений с ребенком.
Раньше у вас не было достаточно времени узнавать новое. Сейчас, надеюсь, времени побольше. А наши дети, увидев родителя за учебником, увидев родителя, с интересом читающего учебник, тоже начинают интересоваться предметом. Вы может рассказать ребенку о том, что вы узнали, что вам показалось интересным. Все это может пробудить интерес ребенка к изучаемому предмету. Часто детям кажется, что учебник не может быть интересным, но если что-то интересно родителю, то, может быть, это и правда интересно?
(с) Юлия Гусева, психолог
Недавно я написала статью «Забота о своем теле в период самоизоляции».
Я считаю, что все в этом мире не является случайностью. И если мне в голову пришла идея что-то написать, то это категорически не зря. Видимо, мое тело что-то хотело мне сказать. На самом деле, когда я вчера писала статью, я об этом не думала. Просто писала. И вчера же (совершенно случайно), разбирая завалы в кладовке, я нашла утяжелители для ног и рук. И идея пришла мне в голову. Сегодня утром я надела на ноги утяжелители и начала заниматься домашними делами. Стало немного тяжело, появилось напряжение. Классные ощущения! Ощущения небольшого напряжения в ногах, ощущение некоторой тяжести. Что я поняла? Мне точно не хватало ощущений в теле и таким простым способом я их нашла.
А что ваше тело вам «говорит»?
Попробуйте прислушаться к своему телу и понять его «сигналы». От недостатка движения тело может перестать посылать сигналы, «закостенеет», устанет. А впереди еще минимум неделя вынужденного заточения в четырех стенах, а скорее всего, гораздо больше.
Как прислушаться к своему тему. Займите удобное положение. Например, сядьте на кресло. Расслабьтесь. Сделайте несколько вдохов и выдохов. Прислушайтесь к каждой частичке своего тела, к каждому органу. Чего вам хочется?
Попробуйте получить ответ от тела и сделать что-то, что вам нужно прямо сейчас.
Я довольна своими ощущениями от утяжелителя. Они позволяют мне получить то, чего мне так не хватает сейчас: нагрузки на мышцы.
Что еще вы можете сделать для своего тела?
Не знаю. Попробуйте сами спросить себя, спросить свое тело. Конечно, в условиях самоизоляции сложнее делать то, что хотется, приходится приспосабливаться к условиям. Но даже не смотря на некоторые ограничения, мы можем продолжать заботиться о себе. И это прекрасно!
(с) Юлия Гусева, психолог
Вот такой вопрос. Вопрос, пожалуй, без ответа.
Потому что-то кто-то из родителей плачет, а кто-то вполне доволен жизнью. Первых – большинство. Вторых скорее единицы.
Кому же хорошо (я имею ввиду родителей)? Хорошо тем, кто имеет возможность, желание и умение заниматься с собственными детьми. И еще неплохо родителям самостоятельных детей. Остальным – хуже.
Вот мне, хорошо или плохо?
Мне достаточно хорошо, потому что можно вставать не в 6:00 или 7:00 каждый день, а тогда, когда я просыпаюсь (а это 7:30). Мне хорошо, потому что я могу и умею заниматься с детьми. Те родители, которые сейчас не работают (и при этом получают полную заработную плату), конечно, в достаточно неплохих условиях.
Но для того, чтобы полноценно заниматься с детьми, нужно тратить достаточно много времени на подготовку к занятиям. Даже просто распечатать какие-то задания, подобрать какие-то видео материалы – нужно немало времени и энергии. Может ли это сделать родитель, который должен работать из дома удаленно? Конечно, нет. Родитель, будучи профессионалом в своей сфере, не является профессиональным педагогом. И он не может качественно объяснить материал, не может тратить на занятия с ребенком столько времени, сколько нужно для усвоения материала. Именно поэтому люди придумали школу. Место, где квалифицированные педагоги занимаются с детьми.
Но что же делать родителям, которые сейчас не имеют ни возможности, ни необходимых навыков для того, чтобы обучать своего ребенка?
Попробуйте делать то, что вам под силу. Возможно, по каким-то предметам часть материала будет упущено. Но у вас есть возможность работать в тех направлениях, в которых вы можете.
Например, вы можете больше времени обсуждать с ребенком какой-то материал по литературе, биологии, географии, истории. Так, у школьников обычно «слабое место» - ответы на вопросы после параграфа. Ребята не любят отвечать на них, часто, прочитав параграф, просматривают вопросы, и, не отвечая на вопросы, сами себе говорят: «Ну, это я знаю, это все понятно». Знакомо, правда? Возможно, и вы делали так же. А на уроке ученик уже не может ответить на вопрос, который задал учитель.
А ведь это серьезная проблема. Важно не просто прочитать параграф, важно понять материал, обобщить его, разобраться в нем. Это гораздо важнее, чем просто знать какие-то факты.
Я предлагаю вам обсуждать вместе с ребенком материал. Не учить его, не проверять знание дат и терминов, не давать ребенку новую информацию. Просто поговорить о том, что он(а) прочитал(а). Поговорить о том, что интересно вам.
Что это дает ученику?
Ученик учится работать с материалом, учится выражать свое мнение, формулировать свои мысли. Это история не про накопление знаний. Это про то, как эти знания получать, систематизировать и использовать. Все это - очень ценный ресурс для человека, очень ценное умение, которое, конечно же, пригодится ему в будущем.
И если вы потратите этот месяц на то, чтобы ребенок научился получать информацию и работать с ней, вы научите его большему, нежели просто какие-то факты. Вы сделаете шаг в сторону того, чтобы уметь учиться.
Доступны ли такие обсуждения каждому родителю? Уверена, что да. Не старайтесь объяснить ребенку материал, если у вас это категорически не получается. Сделайте для своего сына или дочери то, что можете и что будет для него полезно.
Научите ребенка думать.
А в следующей статье я расскажу о том, какую пользу может извлечь сам родитель из дистанционного обучения.
(с) Юлия Гусева, психолог
Третья неделя «дистанта» подходит к концу. И уже понятно, что еще месяц нужно «продержаться».
И ничего нельзя изменить. В отчаянии родители усаживают детей за компьютер, благо видео уроков в сети более, чем достаточно. Даже родители дошкольников начали беспокоиться. Меня уже спрашивали, могу ли я научить дошкольника читать по скайпу. Я, конечно, отказалась. Но при этом я понимаю, что родителю не всегда просто, например, научить ребенка читать, ведь он не педагог.
А теперь про школьников и дистанционное обучение.
Постарайтесь использовать время самоизоляции с пользой для ребенка.
Что это значит?
Обратите внимание на «слабые стороны» вашего ребенка и потратьте время (если оно у вас есть) на то, чтобы дефициты превратить в профициты.
Я расскажу вам о своих детях.
Мой младший сын-второклассник лучше всего успевает по математике, хуже по русскому языку. Причем я заметила, что примеры он считает быстро и практически без ошибок, здесь проблем нет. А вот с задачами бывают сложности. Приглядевшись к тому КАК Филипп решает задачи, я поняла, что он не вникает в условие. Классическая проблема. Прибавляет «что-то к чему-то» и получает «два землекопа и две трети». Поэтому в этот период мы сконцентрировались на работе с условиями задач. Сын учится внимательно читать условие, размышляет. Через три недели он стал хорошо намного лучше решать задачи. Прогресс.
В русском языке проблемы «сконцентрировались» в области безударных гласных, согласных в конце слова и поиске корня. Что мы стали делать тут? Разработали алгоритм проверки безударной гласной. В школе обычно предлагают найти однокоренное слово, в котором ударение будет падать на нужную нам гласную. Однако не всегда просто ребенку найти такое слово. «Поиграв» со словами, мы заметили, что проще всего изменить слово на уменьшительно-ласкательное (стол-столик) или выбрать множественное число (лиса-лисы). Почти всегда в этом случае удается найти проверочное слово. Немного тренировки и эта проблема у нас решена! Также нашли «схему» для проверки согласных. С однокоренным словами, как выяснилось, сыну не хватает беглости в подборе слов. Пришлось потренироваться и в этом.
Со старшим сыном у нас другие сложности. Он хорошо усваивал материал в школе на уроке, ему было легко выполнять домашние задания, которые задавались в школе. Но ему сложно самостоятельно учиться целый день, большая проблема в аккуратности выполнения задания. Что мы сделали? Обратили внимание, сколько времени он тратит на выполнение задания, а потом на работу над ошибками, если работа сделана неаккуратно. Потом для сравнения сын попробовал выполнять задание медленно и выяснилось, что в этом случае работает пословица «тише едешь, дальше будешь». На выполнение задания тратится меньше времени. Так что два месяца «дистанта» точно будут полезны для выработки навыков самоорганизации.
Какой я сделала вывод для себя? Обучение в школе проще. Но в режиме жизни «нон-стоп» не всегда хватает времени на то, чтобы увидеть и решать какие-то проблемы (сложности). А ведь это очень важно.
Чем нам может оказаться полезным дистанционное обучение? Та сама пресловутая самостоятельность, о которой многие наши дети уже и не знают, может начать формироваться. Да, возможно, на первых порах дети что-то не сделают, что-то не поймут. Но это шанс восполнить то, что в какой-то момент было упущено.
Если воспринимать дистанционное обучение как новую возможность, а не только как проблему, то можно извлечь из него пользу.
(с) Юлия Гусева, психолог
В то время, когда наша активность ограничена (а сейчас она ограничена почти у всех), мы мало двигаемся, даем мало нагрузки своему телу. Я сейчас не столько про физкультуру, сколько про ощущения нашего тела. Тело должно получать ощущения, ему необходимы разнообразные стимулы. В обычное время наше тело получает его из движения: просто когда вы ходите, занимаетесь спортом.
Если же физической активности мало, то наступает депривация.
Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.
Когда человек лишен чего-то важного, что нужно для его существования, то эта ситуация нередко требует компенсации. Так, человек, лишенный общения, может начать разговаривать сам с собой. Ребенок, лишенный материнской любви, будет пытаться найти любовь в других местах: дошкольник будет «липнуть» к воспитателю в детском саду, подросток может раньше времени вступить в сексуальные отношения не потому, что ему нужны сексуальные отношения, а потому, что он(а) таким образом получает недостающее тепло, любовь, привязанность.
А что же происходит с нами при недостатке физической активности? Наше тело требует сенсорных стимулов и одним из способов получения этих стимулов является еда. Еда на данный момент – это самый простой и самый доступный способ получения телом стимулов от внешней среды.
Проблема только в том, что когда еды становится слишком много (а ее много, потому что стимулов хочется получать больше), то последствия не самые приятные. И очень часто человек понимает, что что-то не так, но изменить ситуацию оказывается сложно.
Что же делать?
Можно «взять себя в руки» и придумывать себе физическую активность. Не говорите. Что это невозможно в условиях самоизоляции в квартире. Читали в детстве рассказ про Ленина, который, находясь в тюрьме, в одиночной камере ежедневно делал зарядку и шагал по камере туда-сюда, считая шаги? Не знаю, правдивый ли это был рассказ, но уверена, что такое вполне могло быть на самом деле.
Однако совет «взять себя в руки» не всегда работает. Частенько нужна поддержка, сопровождение.
Я приглашаю Вас на марафон «Осознанное питание». Хотите узнать больше? Подробности здесь https://vk.com/topic-46984547_43882450
(с) Юлия Гусева, психолог
Итак, первая неделя «дистанта» в общеобразовательной школе подошла к концу.
Учителя падают с ног, ученики очень-очень захотели в школу, родители готовы на все, лишь бы школы открыли.
У кого-то опыт негативный, у кого-то более позитивный. Много сложностей разного характера. Организационных, психологических, технических.
Но что я заметила. Серьезная проблема дистанционного формата обучения – это проблема обратной связи. Нет, не ее отсутствия, а сложности ее организации. И в первую очередь, это проблемы ресурсов педагогов.
Что больше всего поддерживает ученика? Обратная связь. Добрые слова, похвала. Обратная связь это про то, что ты существуешь, что тебя замечают.
Как организована обратная связь в рамках обычного, традиционного формата обучения? Конечно, это отметка. Но это еще и какие-то слова («Молодец», «Хорошо», «Ты справился»), которые говорит учитель отвечающему урок ученику. Это взгляд, улыбка, кивок головы, иногда касание. Да просто присутствие – это уже ценность.
Всего этого нет при дистанционном формате обучения. Сейчас взаимодействие с педагогами осуществляется через электронный журнал или через платформы, позволяющие проводить видеоконференции (типа Zoom). Обратная связь в рамках видеоконференции практически невозможна. Педагог не в состоянии вести занятие и отслеживать то, что делают ученики. Поэтому в редких случаях возможна ситуация, когда педагог задает вопрос, получает ответ и дает обратную связь. Но индивидуальная обратная связь в условиях видеоконференции – это утопия.
Остается обратная связь через электронный журнал. И, соответственно, это письменная обратная связь. И вот она (обратная связь) – это то самое главное, что сейчас нужно ученикам.
И это тот самый ресурс, который может использовать педагог.
Очень важно, если педагог найдет возможность написать ученику несколько слов обратной связи. Например, обратит внимание на аккуратность ученика или на то, что он проявил самостоятельность в суждениях. Важно, чтобы педагог увидел, заметил то, что касается именно этого ученика.
Легко ли это? Невероятно сложно. Потому что написать каждому ученику даже несколько слов – огромное количество времени. Но в данном случае количество переходит в качество. То врем, которое потратил педагог, это не время, поведенное впустую. Это время – поддержка для ученика, ресурс.
(с) Юлия Гусева, психолог
Первая неделя обучения в дистанционно формате уже дала свои результаты и они не слишком утешительны. Ученики пытаются адаптироваться к новым условиям, что не всегда просто.
Какие же основные проблемы учеников?
В первую очередь, это существенный объем письменных заданий (например, ответы на вопросы, которые до этого ученики делали устно), а также большое количество информации, которую нужно посмотреть онлайн и заданий, которые нужно выполнить онлайн.
Параллельно снижается количество практических заданий. Например, некоторые родители обращают внимание, что на уроке технологии дети должны подготовить большой конспект о том, как готовить то или иное блюдо, но им не предлагается приготовить это блюдо в реальности. Еще большей парадоксальностью отличаются уроки физкультуры, на которых дети не двигаются, а смотрят видео или пишут конспект.
В условиях режима самоизоляции ученикам необходимы практические задания. Безусловно, не по всем предметам возможна организация таких заданий. Но, например, урок физкультуры может быть онлайн уроком, на котором ученики сделают разминку. Уроки технологии – это уроки, в рамках которых ученик может приготовить какое-то блюдо и дать отчет в виде фотографии. На уроке музыки послушать музыкальное произведение. Да и на более академических дисциплинах возможны практические задания: измерить периметр комнаты, взвесить, перелить, сравнить и т.д.
Сейчас, когда школьники почти целый день вынуждены проводить за экраном монитора и не имеют возможности полноценно двигаться, практическая деятельность является необходимой и здоровьесберегающей.
Хочется обратиться к педагогам с просьбой внедрить в образовательный процесс практические задания, которые будут и интересны, и полезны для учеников и сберегут их здоровье в условиях изоляции.
(с) Юлия Гусева, психолог