Гендерно-стереотипные интроективные послания как одна из причин возникновения неврозов у детей и подростков (Gender-stereotypes introjective messages is one of the causes of children's neurosis)

Одна из причин возникновения невроза у детей — гендерно-стереотипизированные интроективные послания, транслируемые родителями и педагогами. Профилактика возникновения такого рода неврозов должна осуществляться за счет гендерного просвещения педагогов и родителей. One of the causes of children's neurosis is gender-stereotypes introjective messages transmitted by parents. Prevention of neurosis is  gender education of teachers and parents.

Гендер, гендерный стереотип, гендерная социализация, невроз, интроект. Gender, gender stereotypes,  gender socialization, sexism,  neurosis, introjection.

Нобелевский лауреат, физиолог И.П. Павлов исследовал неврозы в рамках учения о высшей нервной деятельности. Он полагал, что нарушения высшей нервной деятельности могут возникать и в случаях отсутствия повреждений головного мозга. Его исследования экспериментальных неврозов показали, что неадекватные по силе или длительности внешние раздражители могут стать причиной появления у животных нервных расстройств, то есть, невроз — это перенапряжение нервной системы. Животное перестает быть активным, появляются стереотипные движения, может пропасть аппетит, выпадает шерсть, появляются бородавки, экзема. Психоаналитическая концепция неврозов несколько отличается от идей И.П. Павлова. З. Фрейд считал причиной неврозов противоречие, которое возникает между Id (влечения, желания) и Super Ego (ограничения, нормы и мораль, существующие в обществе).  В. Н. Мясищев обращал внимание на социальную природу невроза. Опираясь на концепцию В. Н. Мясищева  [4], можно отметить, что причиной возникновения невроза считается патогенная травмирующая ситуация и переживания человека в связи с этой психотравмирующей ситуацией. В.Н. Мясищев рассматривает личность как продукт социальных отношений. Невроз же — продукт развития личности в условиях окружающей ее среды, которая не может удовлетворить эти желания. Не смотря на то, что В. Н. Мясищев критикует идеи З. Фрейда, в некоторых аспектах воззрения авторов на природу невроза схожи. Нам видится, что описанные теории принципиально не противоречат друг другу, не смотря на их отличия. Основа невроза — ситуация взаимодействия личности и среды.

В настоящее время неврозы достаточно распространены среди как взрослых, так и среди детей. Б.Д. Карвасарский определил неврозы как "психогенные конфликтогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений" [2]. В. Н. Мясищев [4] обращал внимание на социальную природу невроза. Невроз  — продукт развития личности в условиях окружающей ее среды, которая не может удовлетворить эти потребности и желания. Основа невроза — ситуация взаимодействия личности и среды. На данный момент описано достаточно много факторов  появления неврозов у детей. Это психотравмирующие ситуации, стрессы, физическое или психическое напряжение, сложности взаимоотношений в семье или детском коллективе, стратегии родительского воспитания  и т.д. А.И. Захаров [1] подробно описывает механизмы появления неврозов у детей, особое внимание уделяя детско-родительским  отношениям и личности родителя и педагога.

Практическая работа в сфере психологического консультирования дает возможность утверждать, что одной из причин появления неврозов у детей можно назвать интроецированные послания. Интроект является одним из сопротивлений личности, наряду с конфлюэенцией, ретрофлексией, дефлексией, эготизмом и другими сопротивлениями, выделенными основателем гештальт-терапии Фрицом Перлзом [5]. Ф. Перлз считает сопротивления невротическими нарушениями, которые действуют неосознанно и также  неосознанно позволяют человеку избежать тревоги. Он обращает внимание на то, что сопротивления являются разными вариантами утраты функции Egо, т.е. функции выбора. Используя разнообразные сопротивления человек неосознанно избегает ситуаций выбора и, как следствие, избегает принятия ответственности за свой выбор.

Интроект  – это послание (идея, мысль, убеждение), которое передается от одного человека к другому. «Интроект  — это материал (способ поведения, чувствования, оценки), который вы приняли в свою систему поведения, но не ассимилировали, не усвоили таким образом, чтобы он действительно стал частью вашего организма», — пишет Ф. Перлз [5]. Интроецируются многие вещи. Так, люди интроецируют, усваивая родной язык (мы можем не знать правил грамматики, но говорить верно). Дети интроецируют жесты и мимику, привычки родителей или других близких. Интроецируются социальные нормы. Например, именно за счет механизма интроекции ребенок узнает, каким должен быть "хороший мальчик" (послушный и спокойный или активный и шумный). Интроективная форма взаимодействия взрослого  и ребенка проявляется в том, что интроецирующий родитель или педагог «вкладывает» в ребенка различные послания, не давая ему возможности самостоятельно переработать это послание и, как следствие, принять решение, сделать выбор. Особенность интроекта в том, что он должен быть усвоен без какого-либо проживания (анализа) со стороны получателя. Интроецирующий взрослый существует и действует по жестким правилам. Он точно знает, что можно делать, а что нельзя. Как понять, являются ли слова родителей интроективным посланием?  Интроект можно определить даже по грамматической структуре: он включается в себя приказ, должествование, запрет. Маркером может служить наличие в предложении таких слов как  «должен, следует, обязан, нужно» и нередко  указание на других людей "все люди...", "все женщины (мужчины) ...", "обычно ..", "нужно...", "следует...".

Конечно, есть полезные интроективные послания. Например, такое послание как «нельзя переходить дорогу на красный свет», «нужно чистить зубы два раза в день», «перед едой нужно мыть руки», «нельзя брать чужое без разрешения» — полезны. Они показывают ребенку, как нужно действовать в определенных ситуациях. Есть послания, которые не столь полезны. Так, нередко родители настойчиво повторяют послания, а ребенок усваивает их, не соотнося с собственными желаниями и потребностями: «На обед всегда нужно есть суп», «Не будешь учиться — станешь дворником», «Нужно обязательно получить высшее образование» и т.д. Ребенок, который регулярно слышит послание «обязательно нужно закончить музыкальную школу», возможно, не сделал самостоятельного выбора. Он следует за желанием родителей. Итроективное послание обычно не объясняется, оно существует как догма.

В основе интроективных посланий могут лежать социальные стереотипы, социальные установки, разнообразные жизненные правила и "житейская мудрость". Нередко основой интроектов становятся гендерные стереотипы и установки (важно понимать, что понятие "интроект" существенно шире таких социально-психологических понятий как "социальный стереотип" или "социальная установка" и не сводится к ним). Например, к гендерно-стереотипным интроективным посланиям можно отнести такие как "Мальчик не должен плакать", "Женщина должна быть слабой".  Родители не объясняют ребенку,  почему "Мальчик не должен плакать" и что будет, если мальчик заплачет.  Если объяснение происходит, то как правило с помощью еще одного интроекта: "Мужчине стыдно плакать".

Однако необходимо понять, каким образом связаны гендерно-стереотипные интроецированные послания и неврозы у детей. Специалисты в области гендерных исследований обращают внимание на негативное влияние  гендерных стереотипов на различных уровнях: социально-экономическом, политическом, межличностном, бытовом и т.д. Гендерные стереотипы становятся причиной дискриминационных практик как мужчин, так и женщин, ограничивают свободный выбор, могут стать причиной межличностного или внутриличностного конфликта. Безусловно, мы не перечислили всех негативных следствий существования гендерных стереотипов в общественном сознании. Практика психологического консультирования детей и подростков показывает, что гендерно-стереотипные интроецированные послания могут стать одной из причин появления невроза у ребенка или подростка. Важно отметить, что мы обратим внимание на частные случаи из практики автора статьи. Гендерно-стереотипные интроецированные послания однозначно не являются основной причиной появления невротических расстройств у детей и подростков. Однако так как такие случаи не являются единичными, то они заслуживают внимания.

Приведем некоторые случаи из практики. Вова, мальчик девяти лет, страдает неврозом навязчивых состояний. Ребенок кусает губы, грызет ногти, плохо спит, тревожен, характеризуется заниженной самооценкой. Телосложение астеническое, говорит тихо. Состав семьи: материнская семья, проживает с мамой и бабушкой. Учится достаточно хорошо, вне школы занимается музыкой (гитара). Беседа с мамой и бабушкой, а также дальнейшая работа с Вовой  позволили сделать выводы,  что обе женщины склонны к тому, чтобы вкладывать в мальчика гендерно-стереотипные интроецированные послания. Так, Вова одновременно выполняет в семье роль ребенка (сына и внука) и мужчины. Мама и бабушка  постоянно говорят Вове о том, что он "единственный мужчина в семье и их защитник, опора и надежда мамы и бабушки". В связи с этим от взрослых к мальчику предъявляются завышенные требования. Например, если Вова чуть позже приходит из школы, бабушка начинала плакать и говорить, что "мужчина должен держать слово, а ты обещал не задерживаться". Невыученные уроки или плохая отметка также приравнивались к необязательности Вовы и "немужскому" поведению. По сути, паттерн поведения мамы и бабушки — это манипуляция маскулинностью. Следствием таких высказываний стало появление тревоги у мальчика. Тревога нарастала, так как Вова не мог в силу возраста соответствовать завышенным ожиданиям мамы и бабушки, которые требовали проявления постоянной  "мужественности" в поведении. В результате Вова стал грызть ногти, кусать губы, ухудшился сон и т.д. В данном случае причиной невроза можно назвать именно интроецированные послания мамы и бабушки, которые они ежедневно транслировали мальчику. Так как вклад мамы и бабушки в появление невроза оказался существенным, если не решающим, то помимо недирективной игровой терапии, которая проводилась с мальчиком, потребовалась работа со взрослыми членами семьи.

Среди детей достаточно распространенным является невроз навязчивых страхов. Безусловно, речь не идет о возрастных страхах, которые типичны для определенного возраста и обычно проходят. Для дошкольников характерны страх темноты, замкнутого пространства, некоторых животных, одиночества и обычно к школьному возрасту эти страхи исчезают. В данном случае речь идет о невротических страхах, которые не проходят с возрастом, а, напротив, закрепляются. Отношение родителей к страхам ребенка может быть детерминировано биологическим полом ребенка. В основе такой разницы в отношении к страхам мальчиков и девочек лежат гендерные стереотипы: "Мальчик (мужчина) не должен ничего бояться", "Все девочки — трусихи". Родители мальчиков нередко насмехаются над страхами сыновей, говоря, например: "Как тебе не стыдно бояться собак (высоты, темноты)". Стыд — это эмоция, которую достаточно сложно переживать. Воздействуя на ребенка через эмоцию стыда, родители пытаются помочь ребенку преодолеть некоторые страхи. В некоторых случаях следствием становится невроз.

Кирилл, восемь лет. С детства боится высоты. Избегает катания на каруселях, особенно таких, как колесо обозрения, старается не выходить на балкон, не пошел на колоннаду Исаакиевского собора, хотя увидеть городскую панораму хотел. Имела место попытка избавления ребенка от страха по принципу "клин клином". Мальчик одновременно был записан в секцию горных лыж и прыжков в воду, вопреки его желанию. Кирилл часто плакал перед занятиями, но отец отправлял его со словами напутствия: "Ты мужчина, не плачь, нужно перебороть свой страх". После нескольких месяцев занятий появились невротические проявления: мальчик стал постоянно теребить пальцы рук, периодически выдергивать у себя брови, появились истерики. Причиной  возникновения страха высоты, конечно же, не были гендерно-стреотипные интроекты. Также в процессе сбора анамнеза не было выявлено какой-либо травматической ситуации, которая могла бы быть причиной данного страха. Однако попытки отца помочь мальчику преодолеть страх, используя интроективные послания и эмоцию стыда, стали причиной возникновения невроза, к тому же, навязчивый страх только усилился. Психической травмой чаще является не то, что обращено в прошлое, а то, что становится угрозой для будущего. Угрозой для будущего Кирилла стала его мужественность, которая как будто бы могла не состояться из-за страха высоты.  Невозможность преодолеть страх — это невозможность стать мужчиной. А это серьезна угроза для существования мальчика. Таким образом, интроективное послание стало барьером для развития ребенка, основой для тревоги.

Что происходит с ребенком, если его родители периодически используют интроекты в воспитательных целях? Ребенку интроецирующих родителей сложно научиться самому выбирать и самому принимать решения. Нередко он живет «как надо», забывая о своих потребностях и желаниях, а также о возможности их удовлетворения. Например, если родители говорят, что "девочка не должна лазать по деревьям" или "мальчик должен уметь давать сдачи", то ребенку сложно поступать иначе, чем его учат родители. Так, девушка-подросток выбирает профессию не ориентируясь на собственные интересы и склонности, а потому что родители говорят, что "врач — отличная профессия для женщины". Девушка не успевает в достаточной мере осознать свои профессиональные интересы, ведь профориентация — длительный процесс. Или другая ситуация, юноша с удовольствием танцует и демонстрирует успехи в бальных танцах. Он хочет и в дальнейшем заниматься хореографией. Однако он постоянно слышит от родителей, что "мужчина танцор — это ужасно". В итоге юноша отказывается от мечты. Юноша по сути не выбирает профессию, а следует родительским посланиям. Интроецированные послания могут оказывать влияние не только на детей, они могут сопровождать человека всю жизнь и стать причиной психологических проблем во взрослом возрасте.

Психологическая помощь детям и подросткам, страдающим неврозами — это всегда не только работа с ребенком. В первую очередь важен анализ среды, в которую входит ребенок. Что получает ребенок от среды? Какие послания могут быть травмирующими? Если среда не меняется, то психологическая помощь ребенку не будет такой же эффективной как в том случае, если среда будет преобразовываться. То есть, один из существенных аспектов психологической помощи ребенку — это работа с родителями. Если одна из причин невроза — родительские интроективные послания, то задача психолога состоит в том, чтобы вместе с родителями клиента пройти путь разрушения гендерно-стереотипных интроектов. Не будем здесь останавливаться подробно на технологиях работы с интроектами, специалист может обратиться непосредственно к практическим руководствами [5].

Специалисты, занимающиеся исследованием неврозов, например, В.Н. Мясищев, А.М. Свядощ и другие, обращали внимание на то, что невроз всегда связан с отношениями между людьми. То есть, невроз не касается отдельно личности. Невроз связан с социальной системой, в которой существует личность. Таким образом, и профилактика неврозов должна проводиться через среду. В данном случае, речь идет в первую очередь о родителях и педагогах. И.С. Клецина концептуализировала понятие "гендерная компетентроность" [3], обращая внимание на необходимость повышения гендерной компетентности членов общества. Наряду с масштабными программами повышения гендерной компетентности, возможно и локальное решение проблемы. Психологи-консультанты могут повышать гендерную компетентность своих клиентов, педагоги, работающие в вузах, могут повышать гендерную компетентность студентов и слушателей курсов повышения квалификации. Мы не будем освещать программы гендерной компетентности, так как это не входит в цели данной работы. Однако нам видится важным обозначить некоторые вопросы и рекомендации родителям и педагогам, которые каждый из них может задать себе сам. Приведенные ниже вопросы могут использовать в разных ситуациях. Так, некоторые из этих вопросов могут быть заданы психологом клиентам, если специалист консультирует родителей ребенка, страдающего неврозом, причиной которого являются гендерно-стереотипыне интроекты. Кроме того, на эти вопросы может опираться преподаватель, который проводит занятия повышения квалификации учителей или обучает будущих педагогов (будь то лекционные или семинарские занятия). Опора на личный опыт взрослых, переживания, а также осознание этих переживаний, помогают взрослым (педагогам и родителям) на личном опыте осознать, какой вред могут нанести ребенку гендерно-стереотипные интроективные послания.

Вопросы для педагогов и родителей:

  1. Какие послания передавали вам ваши родители? Как они повлияли на вашу жизнь? Что вы чувствуете, вспоминая сейчас об этих посланиях?
  2. Составьте список собственных интроективных посланий, которые вы передаете своим детям (ученикам). Какие из них полезные? Может быть, стоит оказаться от каких-то посланий?
  3. Попробуйте «примерить» каждое интроективное послание на себя, изменив «ты» на «я». Так, если вы говорите ребенку: «Ты обязательно должен съедать все, что лежит у тебя на тарелке», скажите себе следующее: «Я обязательно должен съедать все, что лежит у меня на тарелке». Что вы чувствуете? Готовы ли вы следовать этому посланию?

 Нами были проведены занятия в рамках курса "Педагогическая и социальная психология" для студентов Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета  им А.И. Герцена и слушателей курса повышения квалификации факультета дополнительного образования Ленинградского областного института развития образования. Так как многие слушатели имели среднее специальное образование и опыт работы, то в данных условиях нам было достаточно легко анализировать как личный, так и их профессиональный опыт. Студенты обращали внимание на то, что в детстве неоднократно подвергались "бомбардировке" гендерно-стереотипными интроектами и некоторые продолжают испытывать это давление до сих пор. Было замечено, что они не задумываясь использовали гендерно-стереотипные интроективные послания, в первую очередь заботясь об учебном процессе и дисциплине. В этом случае личность ребенка уходила из поля зрения педагога. Анализ собственного опыта  стал основой для повышения гендерной компетентности педагогов.

Взаимодействие между ребенком и взрослым, будь то педагог или родитель, могут стать как основой психологического комфорта ребенка, так и ряда проблем. Осознание взрослыми людьми возможных последствий собственных слов и действий является профилактикой неврозов у детей и подростков. Таким образом, повышение гендерной компетентности родителей и педагогов в частности и общества в целом является основой здоровья детей. Кроме того, гендерное просвещение педагогов и родителей является одним из способов достижения гендерного равенства, снижения числа случаев гендерной дискриминации в обществе.

 

Список литературы

  1. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. / А.И. Захаров. СПб.: Союз, 1998. 336 с.
  2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. 2-е изд. / Б.Д. Карвасарский М.: Медицина,1990. 576 с. [Электронный ресурс]: URL: http://www.booksmed.com/nevrologiya/1699-nevrozy-karvasarskij-prakticheskoe-rukovodstvo.html (Дата доступа 10.03.2018)
  3. Клецина И.С. Гендерная компетентность в профессиональной подготовке современного педагога / И. С. Клёцина. // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. С-Пб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2010. С. 61-63.
  4. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. / В. Н. Мясищев Л.: ЛГУ, 1960. 426 c.
  5. Перлз Ф. Практика Геншатльт-терапии. /Ф. Перлз М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. [Электронный ресурс]: URL: http://psylib.org.ua/books/perlz01/ (Дата доступа 10.03.2018)

 

Гусева Юлия Евгеньевна, Россия, Санкт-Петербург
Guseva Iullia E., Russia, St. Petersburg

// Гендерно-стереотипные интроективные послания как одна из причин возникновения неврозов у детей и подростков // Теория  и  практика  реализации  гендерного  подхода  в  образовании: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции.  М.: Физмат-книга, 2018. С. 430-437.

(с) 2010 ИП Гусева Ю.Е.. Все права защищены.

Бесплатная психологическая помощь в Санкт-Петербурге