Опыт конструирования гендерно-нейтральной среды в ДОУ


Внедрение гендерного аспекта в процесс дошкольного воспитания для меня началось с ассоциативного эксперимента. Было проведено исследование, которое заключалось в том, что  испытуемым старшей и подготовительной группы предлагалось написать ассоциации к словам “мама” и “папа”. Перед этим с детьми было проведено четыре занятия, где в качестве слова-стимула фигурировали другие слова-стимулы (“Новый год”, “осень” и т.п.).

Вот что у меня получилось. Ассоциации на слово “мама” я разделила на четыре неравных группы. Первая группа, получившая название “отдых” (в нее вошли слова телевизор, новости) занимает 6% от общего числа ассоциаций на слово “мама”. Вторая группа ассоциаций под общим названием “работа” встречается в 7% случаев и включает такие слова как работа, работает. Следующая группа ассоциаций – “приукрашение себя” (сережки, помада, духи, красится и т.д.) встречается в 19% случаев. И самая большая по частоте встречаемости группа – “обслуживание семьи” (веник, обед, утюг и т.д.) занимает 63% ассоциаций. И 5% ассоциаций не вошли не в один тематический раздел (шапка, торт, кошка и т.п.).

Ассоциации на слово “папа” дают нам также четыре тематических раздела. Эти разделы почти идентичны тем, которые мы выделили, анализируя ассоциации на слово “мама”, только частота их встречаемости обратно пропорциональна. Итак, самый маленький блок – “обслуживание семьи” состоит всего из двух глаголов (готовит и помогает маме) и занимает 7,5% от общего числа ассоциаций. Следующий раздел – “активный отдых” (катается на велосипеде, ружье, охота, удочка) встречается в 14% ассоциаций. Еще одна группа ассоциаций “работа” (машина, трактор, строитель, работает) встречается в  20% случаев. И, наконец, самый большой раздел – “пассивный отдых” (лежит, читает, пьет чай, кофе, газета, диван, новости) занимает 26% ассоциаций. Заметим, что достаточно большой процент ассоциаций (32,5%) не вошли ни в один раздел.

На основе полученных данных был сделан вывод о традиционости гендерных представлений дошкольников. Образ матери феминен: женщина посвящает себя семье, заботится о том, чтобы понравиться мужчине. А вот образ отца я бы назвала не маскулинным, а пассивно-маскулинным, так как с одной стороны основные характеристики маскулинности присутствуют в этом образе, но доминирует пассивное отношение к жизни в рамках семьи.

Еще хотелось бы остановится на некоторых, не вошедших ни в один раздел ассоциациях. Среди ассоциаций на слово “мама” несколько раз встречалось прилагательное “любимая”, да и просто признание в любви типа “я люблю тебя”. Такого эмоционального отношения к отцу замечено не было.

Объяснить этот феномен мне представляется возможным только следующим образом. Традиционный стереотип фемининности предполагает эмоциональность, в стереотип же маскулинности такое качество не входит, мало того, для мужчины быть эмоциональным считается  чуть ли не унизительно, эта характеристика не соответствует образу настоящего мужчины. Ребенок же, считая своих родителей настоящими Мужчиной и Женщиной приписывает им эти традиционные стереотипные черты, еще раз искусственно подчеркивая то, что и он уже помимо своей воли  включен в мир, где существует жесткая сегрегация “мужского” и “женского”.

И еще один интересный момент. Среди ассоциаций встречались слова дочка и сын, что вполне логично. Но самое интересное, что ассоциация “дочка” встречалось только по отношению к слову “мама”, а “сын” только по отношению к слову “папа”. То из этого можно сделать вывод об идентификации ребенка именно с родителями своего пола.

В процессе семейного воспитания происходит становление гендерной идентичности ребенка и ориентируясь на своих родителей, их поведение, ребенок выбирает только те модели поведения,  которые соответствуют его полу. Так, девочки больше помогают маме, чем мальчики, а мальчики больше играют, что является прообразом активного отдыха у мужчин. То есть, мы видим, что ребенок строит поведение исходя не из внутренних побуждений, а в зависимости от доминирующих в обществе представлений о мужчине и женщине.

Что касается детского сада, то полоролевое воспитание в детском саду не является однозначным. С одной стороны, это воспитание можно назвать бесполым. Так, и мальчики, и девочки одинаково (без какого-либо разделения на мужское/женское) задействованы в трудовой деятельности. Например, и девочки, и мальчики по очереди являются дежурными, трудовое воспитание не дифференцировано по полу (как это происходит в школе). Кроме того, нет отдельного подхода к мальчикам и девочкам при обучении.

С другой стороны, воспитатели четко дифференцируют детей по признаку пола. К поведению мальчиков и девочек предъявляются различные требования. Плохое поведение со мальчиков, конечно, осуждается, но реакция со стороны воспитателя на нарушение дисциплины мальчиками и девочками разная. За один и тот же проступок девочка получает значительно больше замечаний и укоров, чем мальчик. Зато мальчики значительно сильнее осуждаются за слезы, попытки ябедничать и любопытство. В данном случае воспитатели ориентируются на сложившиеся в обществе стереотипные представления о мужчине и женщине, осознанно вырабатывая у детей (путем поощрения желательных и порицания нежелательных) традиционные нормы поведения и установки.

Однако порой воспитатели неосознанно, сами не желая того, формируют у детей установку на глобальное разделение мира на мужское и женское. Представим себе такую ситуацию: группа малышей (18-25 человек) играет на ковре. Время ужина, дети должны сесть за столы. Что будет, если воспитатель просто скажет детям: «Садитесь ужинать»? Два десятка детей, толкаясь и отталкивая друг друга, устремятся к столам. Следовательно, воспитатель должен что-то предпринять, что он и делает, говоря следующее: «Девочки садятся за стол», а после того, как девочки разместились, рассаживает мальчиков. В этом случае воспитатель, по его мнению, «убивает двух зайцев»: во-первых, достигнут относительный порядок, во-вторых, дети приучаются к «культурному» поведению. Заметим, что культура поведения, так или иначе относящаяся к половому воспитанию, в детском саду заключается в том, чтобы внушить мальчикам, что девочек нельзя обижать и нужно пропускать вперед.

Что же касается группы сверстников, то, на наш взгляд, дети усугубляют гендерные представления  друг друга с помощью насмешек. Так, мальчики, которые играют с девочками или игрушками, традиционно предназначенными для девочек, подвергаются насмешками со стороны детей обоего пола. Причем порой эти насмешки являются весьма логическими умозаключениями. Например, традиционно считается, что девочки должны играть в куклы, а мальчики – в машинки (это аксиома). Вывод ребенка: «Кто играет в куклы, тот девчонка». Естественно, ни один мальчик не позволит, чтобы его называли девчонкой. Поэтому, даже если мальчику нравится играть в куклы, он будет делать это тайком, дома. Однако детьми осуждается только «женское» поведение мальчиков (например, слезы), «мужское» поведение девочек (драки, неряшливость в одежде) игнорируется детьми. То есть, можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте у детей сформирована неосознанная установка, что девочкой быть хуже, чем мальчиком, что мальчику крайне стыдно проявлять черты, присущие девочкам.

Данные, полученные в результате проведенного исследования, а также вся система гендерного воспитания в детском саду заставила меня задуматься о полоролевом воспитании. В настоящее время разработаны и внедряются в процесс воспитания дошкольника программы, направленные на достижение гендерного равенства, однако в рамках этих программ не задействована психологическая служба детского сада. Однако учет психологом гендерной парадигмы является очень важным аспектом воспитания ребенка.

Я хотела бы рассказать о том, как я внедряю гендерный аспект в психологическую работу с детьми.

Во-первых я сформулировала для себя некоторые аксиомы:

  1. Если нужно разделить детей на две группы или на пары, то это не должно быть делением по половому признаку.
  2. На занятиях не делается акцента на половой принадлежности ребенка.

Непосредственно занятия с психологом.

Замечу, что основная цель данных занятий – развитие ребенка (оптимизация общения, развитие воображения, мышления). Одновременно идет двойная работа: и проработка психологических проблем (например, застенчивости), и достижение гендерной нейтральности, то есть я не направлена только на внедрение гендерного знания, на изменение полоролевого поведения.

Например, мы постоянно сталкиваемся с проблемой «существования пола у животных». Дети приписывают каждому животному определенный пол. Например, лиса, белочка, лягушка являются существами женского пола, в то время как медведь, ежик, заяц мужского. При этом как в сказках, так и в уже разработанных этюдах для отображения, например, различных эмоциональных состояний, роли и поведения животных практически всегда детерминированы полом.  Так, медведь, заяц, волк, петух обычно активны, деятельны, эти роли интересны для проигрывания, требуют ловкости, смелости. А «типично женские» роли либо откровенно скучны (белочка, собирающая орешки)   либо негативны. И отображают «чисто женские» негативные характеристики (сорока-болтушка и любительница блестящего, лисичка-любопытна). Да и костюмы зверей сексистские (вы можете себе представить костюм лисички для мальчика? Увы, этот костюм традиционно подразумевают фатручек).

Дети обязательно учитывают пол животного и как результат  не всегда хотят играть роль животного противоположного пола. Особенно много проблем возникает с мальчиками: они порой категорически отказываются играть «женскую» роль, девочки же не сопротивляются, когда им предлагают «мужскую» роль. На этом этапе мы обычно пытаемся охарактеризовать героя: - лисичка хитрая, любопытная, обманывает других, а разве только девочки такими бывают? – нет. – так почему же мальчику нельзя быть лисичкой?). На мой взгляд очень важно обсуждение, прорабатывание того, что все качества, характеристики личности присущи и мужчине, и женщине.

Я  заметила, что после нескольких раз проигрывания моделей поведения животных противоположного пола, ребенок оказывается в состоянии вжиться в роль ребенка противоположного пола, что до этого было совершенно невозможно. Однако важно сказать, что этот процесс является довольно длительным и болезненным. И я не могу сказать, что результаты моей работы можно назвать значительными.

Важно отметить, что дети 3-4-х лет являются более гибкими, чем старшие дошкольники, легко принимают различные роли. То есть очень важно именно в младшем дошкольном возрасте обращать внимание на полоролевое воспитание ребенка, давать ему возможность выйти за рамки своего пола, что позволит ребенку не бояться выбирать модели поведения, исходя из внутренних побуждений, а не только в соответствии с половой принадлежностью.

// Гусева Ю.Е. Опыт конструирования гендерно-нейтральной среды в ДОУ // Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции. Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ФПК  и ППРО МГПИ: В 3-х т. Мурманск: МГПИ, 2002. Т. I. С. 100-102.

(с) 2010 ИП Гусева Ю.Е.. Все права защищены.

Бесплатная психологическая помощь в Санкт-Петербурге