
- Мне жутко тяжело жить в моей ничтожности, - так начал Артём одну из наших встреч.
До этого мы уже обсуждали ряд проблем Артёма и часто он сетовал на свою несостоятельность. Формальных признаков нестоятельности не было: мужчина имел приличное образование, работал на достаточно хорошей работе, имел семью. Но что такое реальность, если сам человек считает себя неудачником, ничтожным человеком?
Думаю, что если Артем хоть кому-то говорил о своих переживаниях, то он непременно сталкивался с непониманием. Возможно, что ему даже частенько говорили о том. Что это все глупости и чепуха. Но обычно метод убеждения в таких случаях не работает. Человек все отлично понимает, но чувствует он иначе.
Подробнее...

Однажды Филипп сказал на консультации, что он очень ограниченный человек. Эти слова не вязались с тем, что я знала про своего клиента.
- А в чем это проявляется, Филипп? - спросила я.
- Понимаете, у меня нет хобби.
- А как это связано с ограниченностью? – уточнила я.
- В смысле?
- У вас нет хобби. И вы считаете себя ограниченным человеком. Объясните мне, пожалуйста, где здесь связь.
- У меня нет хобби, следовательно, я ограниченный человек.
- Хорошо. Повторите, пожалуйста эту фразу несколько раз вслух.
Филипп повторяет.
Подробнее...

- Здравствуйте. Мне вас подруга посоветовала. Она к вам давно ходила и вы ей здорово помогли.
- Отлично. А чем я могу быть полезна для вас?
- Ну мне подруга сказала, что мне тоже научиться отдыхать.
- А вы как думаете, вам нужно научиться отдыхать?
- Да. Наверно. Подруга говорит, что вы буквально за несколько встреч разобрались с её проблемой и у меняя многое в жизни изменилось.
- Мне ценно знать это. Но это про вашу подругу. А что бы вы хотели от наших встреч?
- Так вот. Мне надо научиться отдыхать.
- Понятно. А вы не умеете сейчас отдыхать?
- Ну да, не умею. Я в выходные обычно дома. Убираюсь, готовлю, всякой ерундой занимаюсь.
- Например?
- Ну цветы пересаживаю, уют навожу дома. Люблю, когда красиво. Гостей иногда приглашаю, сама тоже бывает в гости хожу.
- Понятно. Как я понимаю, это досуг того, кто не умеет отдыхать.
Подробнее...

С Анастасией мы начали работать над важной темой. Хотя, согласитесь, глупое начало для статьи. Не бывает важных и неважных тем в терапии. Если клиент говорит о чем-то, то это очень важно.
Анастасия сначала рассказала о себе. Рассказывала она довольно долго. Она подробно рассказала и о своей семье, и о своей работе, и о своих увлечениях. Это как-то сразу бросилось в глаза. Важно обращать внимание на то, что цепляет. Именно эта подробность меня зацепила. Но еще больше зацепило многократное употребление местоимения «Я». Нам, психологам, не угодишь. Если клиент, скажем, говорит: «Когда ты думаешь, что..» или «Когда ты делаешь человеку добро, а он…», то я, конечно же, уточняю у него, о ком именно он говорит и выяснив, что о себе. Прошу переформулировать предложение, начать говорить от первого лица. А вот здесь иная ситуация. Этого «Я» было как-то многовато. Зашкаливало даже, честно говоря. Я отметила для себя это «Я» и стала слушать дальше.
Подробнее...

Зарина – молодая женщина. Её скорее назовешь девушкой. Она долго не решается начать разговор, тяжело вздыхает, хмурится. Такое вообще часто бывает, когда человек впервые обращается к психологу. Потом начинает рассказывать о себе, о своих отношениях с женихом. И, наконец, собравшись духом, начинает говорить.
Подробнее...

Серафима пришла ко мне на разовую встречу. Ситуация была сложной. У Серафимы уже было двое детей и совершенно неожиданно для себя она оказалась снова беременна. Но это я забегаю вперед. Лучше начать с самого начала.
Серафима села в кресло и робко начала говорить.
Подробнее...

Алина - обычный подросток. В смысле, выглядит как подросток. Худенькая, даже хрупкая, нахохлившая, в одежде не по размеру, которую подростки считают модной и называют «оверсайз». Она прячет руки в длинных и широких рукавах толстовки и похожа на нахохлившего воробушка, сидящего морозным днём на ветке.
Алина садится в кресло и как будто проваливается в него. Она выглядит измученной, уставшей. Алина съеживается и молчит.
Начинает говорить мать.
- Я привела её, – начинает Маргарита и в её голосе много энергии. Мне слышится в её голосе и тревога, и раздражение, и гнев, и злость, и отчаяние, и бесконечная любовь к дочери.
- Я привела её, – повторяет Маргарита. –Ничего не хочет. Ни гулять, ни в кино. Лежит целями днями на диване. Я уже отчаялась. Мы к вам пришли от отчаяния. Может быть, хотя бы вы ей объясните, что она подросток, что у нее вся жизнь впереди, что надо жить и радоваться.
Запрос, конечно, от мамы специфический. Это запрос на «починить и исправить». Конечно, это нереалистичный запрос. Но говорить об этом есть смысл только в том случае, если мама придет на родительскую консультацию.
Подробнее...

Основной запрос Камилы был личностный рост. Как правило, мы обсуждали проблемы экзистеанциального характера, иногда обсуждали книги или другие художественные произведения, которые заинтересовали или «задели» Камилу. И вот на одной встрече Камила затронула тему расхламления – так она назвала этот процесс.
- Много лет назад я услышала, что очень важно избавляться от ненужных вещей. По одной теории, если год не пользуешься вещью, то от нее нужно избавиться, это значит, что она тебе не нужна.
- Да, - сказала я, - слышала о таком подходе.
- И недавно мне опять стали попадаться статьи на эту тему. Тогда-то я и взялась за дело. Я сделала генеральную уборку. Повыкидывала кучу всего, разложила все оставшееся по своим местам и была, как мне показалось, просто счастлива. Но недолго. Потом мне снова что-то стало мешать. Я еще раз потратила неделю и выкинула буквально все ненужные вещи.
- Иногда так делать полезно, - откликнулась я.
- Хм. Вот вы верное слово сейчас сказали – иногда. Я же стала использовать этот метод регулярно. Как-то так получилось, что все вокруг стали расхламляться и радоваться как меняется их жизнь.
- А ваша жизнь менялась?
- А вот нет. Напротив, я часто стала злиться. Дело в том, что я что-то выкидывала и довольно часто об этом жалела. Потому что вроде как вещь не нужна, её давно не использовала, а потом – раз … и нужна. А я выкинула.
- Камила, попробуйте сейчас мысленно «пройтись» по всему тому, что вы мне рассказали и почувствовать, что вас «цепляет» в вашей истории.
Камила замирает, уходит внутрь себя на некоторое время.
Подробнее...

Зинаида – мать и бабушка. Очень заботливая, ответственная. Она любит дочь и внука до умопомрачения и пришла к психологу, чтобы помочь дочери.
Усевшись в кресле и тяжело вздохнув, Зинаида заговорила. Она рассказала, что несколько месяцев назад совершенно неожиданно умер ее зять – инфаркт. Конечно, внезапная смерть молодого мужчины подкосила всех: и ее дочь, и ее саму.
Кстати, это повторяющая история в их семье. Около тридцати лет назад они с дочерью потеряли мужа и отца. Тоже инфаркт и тоже совершенно неожиданный.
Подробнее...

Арсений, записываясь на консультацию, задал мне ряд вопросов. Он уточнил мой стаж работы, спросил, в каком направлении я работаю и уточнил, были ли у меня успешные случаи работы со страхами и паническими атаками. Получив ответы, которые его удовлетворили, Арсений записался на первую консультацию.
В кабинет вошел приятный молодой мужчина, с виду весьма уверенный в себе. Расположившись в кресле, он начал рассказывать о себе достаточно подробно. Рассказал о своем образовании, о том, что занимает достаточно высокую должность в известной компании. В какой-то момент показалось, что рассказывать уже нечего. Повисла пауза. Мне хотелось спросить, что же именно привело ко мне этого мужчину. Но еще больше хотелось, чтобы Арсений сам начал говорить о том, что для него важно. Он же медлил.
Подробнее...