О причинах увлечения родителей методиками раннего (опережающего) развития.

Некоторые родители уже с младенческого возраста начинают изучать с ребенком буквы, цифры, геометрические фигуры, т.е. заранее осваивать программу как минимум детского сада, а то и школы. То есть, имеет место опережающее развитие ребенка, проявляющееся в том, что родители стараются научить ребенка тому, что не соответствует возрастным нормам и интересам ребенка. При этом, методики родителей различаются, мотивация родителей тоже очень разная. Попробуем разобраться в причинах увлечения родителей ранним (опережающим) развитием. 

 

Зачем же нужна эта статья? Опыт взаимодействия показывает, что некоторые причины нередко не осознаются родителями. То есть, они обучают детей чтению и письму, не до конца понимая, зачем они это делают. И тогда осознание собственных причин увлечения развивающими методиками оказывается достаточно полезным для родителей. 

ПРИЧИНА 1. НЕУМЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Одна из самых распространенных причин – это неумение родителей играть с детьми. Казалось бы, что там уметь? Нет ничего проще, чем играть с детьми. В реальности это не совсем так. Играть с детьми не очень просто и многим родителям, да и бабушкам и дедушкам, нужно этому учиться. 

Что такое игры с детьми? С первого взгляда взрослого человека, это совершенно бесполезное времяпрепровождение. Это катание машинки друг другу, это постройка башни, которая будет тут же разрушена, это бесконечные прятки и догонялки, изготовление куличиков из песка. Чуть позже – это сюжетные и ролевые игры, это игры по детским правилам, которые не всегда понятны и интересны взрослому… Такие занятия по душе не всем взрослым. И тогда родитель начинает придумывать занятия сам. Он предлагает ребенку многочисленные развивающие игрушки, начинает изучать с ним буквы, учить считать и писать. Такие занятия кажутся родителю более понятными, более полезными. Занимаясь обучением ребенка, родитель чувствует себя более уверенным, более компетентным, нежели играя. В этих занятиях родитель точно видит важность и видит результат: ребенок называет буквы или считает до пяти. А результата и видимой пользы от пряток родитель не видит. 

Подумайте, пожалуйста, уважаемые родители. Проанализируйте свое поведение. Осознайте свои чувства. Что с вами происходит, когда вы играете с ребенком? Вам интересно, вы увлечены, вам хочется продолжать играть? Или испытываете раздражение от процесса и хотите как можно быстрее завершить игру?

Если вам совершенно неинтересно играть с малышом, ответьте на вопрос, о ком вы сейчас думаете? О ребенке или о себе? О его интересе или о своем? Почему родитель, играя с малышом, хочет делать то, что интересно ему, взрослому, а не ребенку? Удивительно, правда? Иногда оказывается, что стараясь сделать полезное для ребенка, родитель в первую очередь заботится именно о своем благополучии, хотя и не осознает его…

Рекомендации родителям.

  1. Пытайтесь играть с ребенком в те игры, которые его интересуют. Наблюдайте за энергией своего малыша. Если вы видите, что какая-то игра вызывает у него большой энергетический отклик, играйте в эту игру столько, сколько этого хочется ребенку.
  2. Вспомните игры, в которые вы играли в своем детстве. Дети очень любят играть в такие простые игры как «Съедобное-несъедобное», «Вышибала», «Жмурки», «Прятки». 
  3. Занимайтесь вместе с ребенком домашними делами. Дети обожают мыть посуду и пол, подметать, стирать и т.д. От такой деятельности в раннем возрасте значительно больше пользы, нежели от изучения букв. 

ПРИЧИНА 2. ОРИЕНТАЦИЯ НА МНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ 

Если вы изучаете с полуторагодовалым ребенком алфавит, задумайтесь, что стало пусковым механизмом начала ваших занятий? Нередко причиной становится наше социальное окружение. Вот на прогулке знакомая мамочка рассказывает, что ее ребенок (к слову, ровесник вашего) уже знает цифры, буквы, дроби, дорожные знаки, таблицу умножения, ноты, английский язык или китайские иероглифы. 

Давайте разберемся с этой причиной поподробнее. Что происходит с вами, уважаемые родители, если вы видите, что другой ребенок демонстрирует какие-то знания, которых нет и в помине у нашего ребенка? Какие чувства вы испытываете? 

Обычно это две эмоции: стыд и вина. 

Стыд от того, что ваш ребенок еще не знает всего этого. И это стыд одновременно и за собственного ребенка, и за себя самого. При таком сравнении эмоция стыда возникает в том случае, когда родители оценивают ребенка и самого себя преимущественно через успехи, достижения, знания. Ребенок «хороший», когда он может продемонстрировать какие-то экстраординарные знания, умения и навыки. А почему родители стыдятся самих себя? Собственно потому, что сравнивают себя с другими родителями и полагают, что сравнение на данный момент не в их пользу. Родитель оказывается «хорошим» тогда, когда его ребенок превосходит других или по меньшей мере не отстает от других. 

Еще родители испытывают чувство вины перед собственным ребенком. Они чувствуют себя виноватыми за то, что еще не начали заниматься с малышом какими-то важными вещами, хотя могли бы это сделать. И тогда родители ощущают плохими уже самих себя. 

Рекомендации родителям.

  1. Не старайтесь подстроиться под стандарты других людей. 
  2. Не начинайте раньше времени заниматься с ребенком только потому, что так делает кто-то другой. 

ПРИЧИНА 3. ЖЕЛАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОДОБРЕНИЯ

Начнем с вопроса. Испытываете ли вы потребность рассказывать о достижениях собственного ребенка? Испытываете ли большую гордость, рассказывая о своем малыше и его достижениях другим? Если да, похоже, что эта статья про вас. 

Теперь давайте ответим на вопрос, о чем вы думаете, когда занимаетесь с детьми? Может быть о том, какой у вас замечательный и умный ребенок и с нетерпением ждете возможности поделиться этим с окружающими? Такие родители нередко размещают информацию о достижениях собственного ребенка в социальных сетях, довольно много рассказывают о ребенке и его умениях не только знакомым, но и посторонним людям. 

С одной стороны, конечно, неплохо, что ребенок обладает рядом умений и знаний. Но есть и обратная сторона медали. Ребенок в этом случае становится функцией, суммой умений и навыков, а не самоценной личностью. Читающий и играющий в шахматы двухлетка – гордость для родителей. Но ловушка в том, что через пять лет этот же ребенок уже не будет с большой вероятностью выделяться среди других детей. И с этим родителям бывает не просто смириться. 

Рекомендации родителям.

  1. Если вы испытываете потребность рассказывать о достижениях собственного ребенка, старайтесь рефлексировать (рефлексия – размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания). Перед тем, как рассказать посторонним о достижениях ребенка, подумайте, с какой целью вы это делаете. 
  2. Подумайте о том, хотели ли бы вы, чтобы вас оценивали только за то, что вы умеете? Чтобы вас любили только за ваши умения? 
  3. Найдите уникальные, неповторимые качества вашего ребенка, не связанные с обучением. 


(с) Юлия Гусева, психолог

(с) 2010 ИП Гусева Ю.Е.. Все права защищены.

Бесплатная психологическая помощь в Санкт-Петербурге