Поговорим о том, как происходит формирование у ребенка контроля над мочеиспусканием и навыка опрятности, а также о возрастных нормативах.
Итак, новорожденный младенец. Никто не ждет от него контроля над мочевым пузырем. Мочеиспускание младенца носит непроизвольный характер, на уровне автоматизма. Примерно до шести месяцев мочевой пузырь ребенка опорожняется сразу же, как только наполняется, в связи с этим количество мочеиспусканий в сутки достигает 25 раз. Головной мозг не принимает участия в процессе мочеиспускания. Что это значит? Это значит, что совершенно бессмысленно даже пытаться приучать младенца мочиться "по сигналу". Некоторые мамы обращают внимание на то, что младенцы часто мочатся в тот момент, когда их переодевают и пытаются приучить малыша мочиться, например, в раковину. Дело в том, что когда мы снимаем с ребенка одежду, то тело ребенка охлаждается, что и способствует непроизвольному мочеиспусканию.
После шести месяцев объем наполнения мочевого пузыря увеличивается, количество мочеиспусканий постепенно уменьшается. В этот период у ребенка начинает появляться ощущение наполненности мочевого пузыря. Внимательные взрослые могут заметить как меняется поведение ребенка перед мочеспусканием. У некоторых детей меняется выражение лица, некоторые дети демонстрируют напряжение, беспокойство, иногда кряхтят. Однако этого ощущения еще недостаточно для того, чтобы самостоятельно контролировать мочеиспускание. При этом, если в определенный момент ребенка высаживать на горшок, то у ребенка постепенно начнет формироваться условный рефлекс (горшок-мочеиспускание). Важно понимать, что в этом случае ребенок может лишь осуществить мочеиспускание, если взрослые в нужный момент высадили его на горшок. Но ожидать, что ребенок будет самостоятельно проситься или тем более садиться на горшок нельзя.
К полутора годам (иногда и ранее) ребенок уже может сигнализировать о том, что у него мокрый подгузник, также ребенок может инициировать или задержать мочеиспускание. Это значит, что в некоторых случаях ребенок может помочиться в тот момент, когда его высаживают на горшок не только при полностью наполненном мочевом пузыре, как ранее, но и в том случае, когда его мочевой пузырь еще недостаточно наполнен (инициация мочеиспускания). В этом возрасте информация начинает достигать коры головного мозга. Однако полностью управлять актом мочеиспускания ребенок еще не может. А именно, осознать, что мочевой пузырь наполнен, дойти до туалета и опорожнить мочевой пузырь для ребенка оказывается невыполнимой задачей.
Волевой контроль над мочеиспускание формируется примерно в возрасте 3,5-4,5 лет (хотя в некоторых случаях и ранее). Ребенок может управлять актом мочеиспускания при любой наполненности мочевого пузыря. При этом, в этом возрасте примерно половина детей еще периодически непроизвольно мочится ночью, что является нормой. К 4-5 года ребенок приобретает навыки туалетного поведения, чистоплотности. При этом, возможно периодическое ночное недержание мочи.
После пяти лет возможны нерегулярные ночные мочеиспускания. В этом случае стоит обратить внимание на возможные причины таких "проколов": слишком большое потребление воды или молока вечером, употребление диуретических продуктов, в частности, шоколада. Если же после пяти лет ночное недержание мочи носит систематический характер, стоит обратиться за помощью к специалистам.
(c) Юлия Гусева, психолог.