Возраст поступления в первый класс — примерно семь лет. Если обратиться к законодательству, то в соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ребенка отдать в школу можно в возрасте от 6 лет и 6 месяцев до 8 лет. Это значит, что для детей, которые родились летом, есть только одна возможность поступления в школу — в возрасте семи лет.
Дело в том, чтобы поступить в школу в возрасте до 6,5 лет, необходимо пройти специальную комиссию и. конечно, большинство детей в возрасте до 6,5 лет оказывается не готовыми к школьному обучению. А вот родителям детей, которые родились осенью и зимой приходится решать трудную задачку: отдать ребенка в школу в неполных семь лет или почти в восемь? И снова обратимся к нормативным документам. П. 10.1 нового СанПиНа 2.4.2.1178-02 устанавливает, что «оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет.
Почему же по законодательству разрешено принимать детей в школу в 6,5 лет, а рекомендовано школьное обучение с семи лет? Психологи, работающие с детьми, достаточно легко могут ответить на этот вопрос. Большинство шестилеток еще не готовы к обучению в школе. Да, может быть, они умеют читать и считать, даже писать. Но не это главное! Важнее, чтобы ребенок был организован, у него было хорошо развито мышление, чтобы он умел работать в группе, мог самостоятельно преодолеть сложности, которые возникают почти ежедневно в школе.
У всех ли детей шестилетнего возраста обязательно будут проблемы в 1 классе? Нет, не у всех. И зависит это не только от самого ребенка, но и от педагога, от того, каким образом организовано обучение. Например, если учитель задает первоклассникам задания на дом (что на данный момент является нарушением), которые, кстати, порой являются весьма объемными, то шестилетний ребенок с большой вероятностью будет с трудом справляться, будет уставать, в то время как семилетнему первокласснику будет существенно проще справиться с нагрузкой.
В целом же, большинству шестилеток обучение дается с трудом (причем не столько содержание процесса обучение, сколько сама организация процесса, который рассчитан на семилетних детей).. Дети очень устают, не могут высидеть урок, не могут самостоятельно выполнить домашнее задание и собрать портфель.
Какие могут быть последствия? У тревожных детей тревожность повышается еще больше, а у некоторых просто "зашкаливает", ребенок становится плаксивым, возможны истерики, порой ухудшается сон, некоторые дети начинают грызть ногти, иногда дети начинают заикаться, может появиться энурез. Последние десятилетия появился даже специальный термин "школьный невроз". Строго говоря, этот термин является не совсем некорректным (и об этом говорят специалисты), но не будем углубляться в медицину. Нам важно понимать, что школа может быть травмирующим фактором и стать причиной появления у ребенка невроза. И одна из причин появления невроза — слишком ранний возраст поступления в школу.
(с) Юлия Гусева, психолог