Многие родители хотят организовать дома систему Монтессори и задаются вопросом, как это сделать. Вряд ли получится воспроизвести дома целый Монтессори-класс. Дело в том, что в классе много пособий, то есть, для занятий придется выделить целую комнату, причем достаточно большую. Кроме того, каждое пособие понадобится одному ребенку всего несколько раз, а эти пособия весьма дорогостоящие.
Полноценный Монтессори класс дома похож на школу для одного ученика. Представьте, что в обычную школу, где находятся кабинеты математики, физики, химии, биологии, где есть спортивный зал, оборудованный кабинет труда и столовая, приходит всего один ученик. Он учится, переходит из класса в класс, но большая часть оборудования не используется, так как ученик не может одновременно заниматься и математикой, и литературой, и химией. Есть ли смысл открывать целую школу для одного ребенка или разумнее водить ребенка в школу, где учатся еще ученики?
Занятия в системе Монтессори это не только усвоение знаний, это еще и взаимодействие детей. Наставник может сделать презентацию для нескольких детей сразу, сам ребенок может сделать презентацию пособия для других детей (дома этого сделать не получится). Кроме того, очень важна и совместная работа детей.
Итак, открывать класс Монтессори дома не имеет смысла. Но имеет смысл организовать дома среду, дружелюбную по отношению к ребенку. Создание такой среды как раз и соответствует идеологии Марии Монтессори.
Что же это за среда? Это среда, где ребенок будет чувствовать себя свободным, хозяином своих вещей. Все, чем пользуется ребенок должно быть по его росту и в зоне досягаемости. Повесьте крючок для полотенца пониже, чтобы ребенок мог сам достать себе полотенце. В прихожей ребенок должен сам вешать одежду на крючок, а обувь ставить на определенное место, перчатки и шапку убирать сам на полочку, до которой может дотянуться. Вещи в шкафу ребенка должны быть расположены на нижних полках, чтобы ребенок мог сам доставать себе одежду. Игрушки должны быть в зоне досягаемости и их не должно быть много. Обязательно нужно оборудовать место для творчества, где ребенок будет лепить, рисовать, клеить. Книги тоже должны быть в зоне доступа.
Собственно, это и есть основные принципы: самостоятельность, свобода, ответственность. Просто дайте возможность ребенку жить в дружелюбной среде.
Ю. Гусева (психолог)