Доказано, что мальчики лучше ориентируются в пространстве и лучше успевают по математике.
Однако причиной таких различий многие ученые считают не врожденную склонность мальчиков к ориентации в пространстве, а особенности их социализации.
Как мы уже упоминали, мальчикам покупают больше игрушек, развивающих пространственные представления (кубики, конструкторы), чем девочкам. Отцы обычно проводят больше времени, играя со своими сыновьями, нежели дочерьми. А так как мужчины – это бывшие мальчики, которым родители также развивали пространственные представления, то и отцы чаще играют с сыновьями в игры, так или иначе способствующие развитию пространственных представлений. Они вместе собирают из конструктора, конструируют бумаги, клеят модели, строгают, пилят и т.д. Матери реже проводят с детьми досуг таким образом. То есть, родители продолжают воспроизводить те модели, которые они усвоили в детстве. Уже в возрасте четырех-пяти лет мальчики превосходят девочек в пространственно-визуальных способностях. Они лучше ориентируются по карте, компасу. Мальчики чаще занимаются в секциях спортивного ориентирования, туризма, включаются в разнообразные организации типа бойскаутов.
Нельзя не обратить внимание и на отношение родителей и педагогов к развитию пространственных представлений детей разного пола.
В детском саду проходит занятие. Тема – конструирование из бумаги. Мальчикам предлагается создать по образцу модель самолета, а девочкам – домик для куклы. Схема самолета достаточно сложная, а вот сделать домик гораздо проще. Девочки легко справляются с заданием и педагог предлагает им красиво раскрасить дом, в котором будут жить и куклы. "Девочки, вы будущие мамы и хозяйки. Сделайте свой домик уютным и красивым", – говорит педагог. Мальчикам приходится труднее. Самолет весьма сложная конструкция, в ней много деталей и работать по образцу достаточно сложно. Педагог подбадривает детей: "Мальчики, вы будущие мужчины. Вы должны научиться строить, конструировать. Многие из вас станут инженерами или строителями". Мальчикам, конечно же, не удается раскрасить самолет. Он остается белым.
На этом занятии дети обоих полов занимались конструированием. Но педагог предложила детям задания разной сложности, как будто заведомо предполагая, что девочки, во-первых, не справятся с созданием самолета, а во-вторых интересы детей разного пола лежат в разных плоскостях: мальчикам интересно сделать самолет, а девочкам домик. Безусловно, если педагоги и родители ориентируют детей разного пола на деятельность разной степени сложности, то следствием будет разное развитие способностей у детей.
Каким образом можно было выстроить это занятие? Однозначно, есть разные варианты. Например, иногда педагоги предлагают каждому ребенку выбрать себе задание из нескольких возможных Может быть, мальчик решит сделать домик, а девочка самолет. В другой раз, возможно, все ребята будут выполнять одно задание и те, кто справится быстрее, смогут раскрасить свою поделку. А те, кто не успеет этого сделать во время занятия, возьмут поделку домой и, если захотят, раскрасят ее дома. Или сделают это во время свободной деятельности, когда дети играют, рисуют, читают, то есть, занимаются тем, что хотят.
Конечно, не во всех детских садах можно увидеть такое разделение детей по половому признаку, способствующее лучшему развитию у мальчиков пространственных представлений. А вот в школе различия представлены более ярко на уроках труда (технологии). В младших классах девочки и мальчики занимаются вместе, а в средней школе происходит разделение. Уроки труда для мальчиков в большей степени способствуют развитию пространственных представления (работа с чертежами, работа на станках, создание моделей будущих изделий), чем уроки девочек. Справедливости ради нужно отметить, что еще несколько десятилетий назад на уроках труда и девочки, хоть и существенно меньше, работали с чертежами, конструируя одежду, создавая выкройки.
Родителям стоит обратить внимание на развитие пространственных представлений и у девочек, и у мальчиков. Поиски «клада» по самостоятельно нарисованной карте, ориентирование на местности, составление маршрутов путешествий – эти занятия будут интересны и полезны любой девочке, особенно если заниматься этим она будет вместе с родителями.
Получается, что более развитые пространственные представления мальчиков – закономерность. Но причиной таких различий являются не задатки, не врожденные особенности мужчин и женщин, а особенности социализации. Известно, что женщин инженеров и конструкторов по статистике меньше. Но при этом в середине ХХ столетия в нашей стране было не так уж мало женщин, освоивших эти профессии и работавших весьма успешно.
(с) Юлия Гусева, психолог