- В моей жизни хорошего больше, чем плохого, - начал Семён.
«Бывает», - подумала я, просто принимая этот факт как данность. Такая уж у меня работа, что ко мне редко приходят люди, у которых все хорошо и благополучно. Моя работа и заключается в том, что пройти вместе с человеком через плохое, поддержать, точнее, сначала дать ему опору, а потом помочь находить опору в себе, в окружении, в жизни. И все это как раз для того, чтобы изменить качество жизни, чтобы хорошего стало больше. Конечно, это я не говорю. Кому интересны мои рассуждения? Сессия у психолога – это место и время, когда клиент может наконец-то обратить фокус внимания на себя, подумать о своих переживаниях.
- Ладно событий, это уже не исправить, то одно, то другое происходит. Но самое неприятное, что меня гнетет, так это то, что я почти не испытываю положительных эмоций, только отрицательные.
- Да, тяжело жить, когда мало положительных эмоций.
Семён кивает и мне становится немного жаль его и грустно от сложившейся ситуации.
- Семён, расскажите, пожалуйста, что у вас происходит в жизни. Что негативного? Что именно вызывает у вас негативные эмоции?
- Ну вот ребенок болеет, я боюсь за него.
Семён уже рассказывал о своем сыне на прошлых встречах. Мальчик, действительно, недавно болел, у него был аппендицит. Но также уже на прошлой встрече Семён говорил о том, что сын хорошо перенес операцию, что ему стало намного лучше и мальчик готовился к выписке.
- Сына выписали? - спрашиваю я.
- Да, его выписали еще на прошлой неделе, пока он дома, в садик не ходит.
- А что плохого в этой ситуации, Семён? - уточняю я.
- Ну как что? Аппендицит. Операция.
- Согласна, неприятно. Любая операция – это вмешательство. А есть в этой ситуации что-то хорошее?
- Да ничего нет! Ребенок! Операция! Больница! Мы с женой перенервничали, она в больнице с сыном лежала, я дома места себе не находил.
- Действительно, неприятно. Важно, что вовремя заметили признаки болезни и обратились к врачу.
- Да. У сына заболел живот. Мы сначала хотели скорую вызвать, потом я подумал, что быстрее будет до больницы самим доехать. Если проблема, все равно скорая в больницу повезет.
- Так. А дальше?
- Приехали, сына осмотрели и положили их с женой в палату. Сказали, что ситуация не острая, вовремя обратились, но ехать домой нет смысла, будут оперировать в течение суток. И утром сына прооперировали.
- Семён, есть что-то хорошее в этой ситуации? Что-то, что может принести вам положительные эмоции?
- Что хорошего в том, что ребенок в больнице?
- Я услышала, что вы вовремя обратились, вы быстро отреагировали на состояние сына, отвезли его в больницу. Мальчик в порядке, не было каких-то проблем типа перитонита, не было осложнений после операции, сын уже дома.
- Это-то да.
- Какие эмоции у вас вызывает эта ситуация?
- А она должна вызывать какие-то эмоции?
- Эмоции – это наше отношение к ситуации. Есть ли у вас какое-то отношение к тому, что произошло?
- Отношение? Я злюсь, я раздражаюсь, я даже в отчаянии.
- С отрицательными эмоциями у вас все хорошо. Это важно. Не испытывать отрицательных эмоций тоже не очень конструктивно.
- А хотелось бы.
- Согласна. Но отрицательные эмоции это важный маркер вашего состояния и того, что происходит вокруг. Отрицательные эмоции необходимы для того, чтобы понимать, что что-то идет не так, что что-то не нравится, что-то нужно менять.
- О, как интересно. Вы нашли пользу в отрицательных эмоциях.
- А вы сейчас заметили это. Это тоже очень ценное качество.
Семён смеется.
- Как-то у вас ловко получается найти хорошее даже в том, что я испытываю отрицательные эмоции.
- Давайте вернемся к моему вопросу. Я спросила, о том, какие эмоции у вас вызывает ситуация болезни и выздоровления сына.
- Да, я помню, вы сказали о том, что мы вовремя обратились за помощью и что уже все хорошо. Кажется, я сейчас начинаю чувствовать гордость за себя. Я не стал ждать, что боль пройдет, не говорил, что ничего страшного. Я передал ответственность компетентным людям и благодаря этому все разрешилось хорошо.
- Отлично. Что еще хорошего?
- Сын выздоравливает, он бодр и весел. Еще хорошо, что аппендицит один раз удаляют и мы это сделали, больше проблем не будет.
- Отлично. Еще?
- Ну… У нас есть возможность обратиться за квалифицированной медицинской помощью, есть возможность добраться до больницы, не в лесу живем.
- Еще?
- Нуууу. Не смертельная болезнь. Хотя как сказать. Раньше бы он умер от аппендицита, а сейчас, слава богу, все хорошо.
- Вы можете справиться со сложными ситуациями.
Моя фраза - это не вопрос, это утверждение. Поэтому Семён не реагирует на мои слова.
- Как вам то, что вы можете справиться со сложными ситуациями? – повторяю я.
- Это мне нравится.
- А эмоции какие?
- Положительные. Радость, гордость за себя.
Мы с Семеном разобрали эту ситуацию и дальше сделали фокусом внимания процесс мышления Семёна: как именно он находит хорошее и плохое. Мы рассмотрели несколько недавних примеров из жизни. И что мы увидели? Мышление Семёна весьма своеобразно. В любой ситуации он находит массу негативного. Мало того, он просто виртуоз по поиску негатива.
Что мы сделали на консультации? Мы начали разбирать разные случаи и наряду с негативом искали в ситуациях и позитивные моменты. Как ни странно, они находились. Нужно просто направить фокус внимания на позитивные стороны события.
В качестве домашнего задания я предложила Семёну, во-первых, прочить книгу Эленор Портер «Поллианна». Это утрированная история, манифест позитивного мышления, о чем я честно и сказала Семёну. Но она полезна тем, что читатель, страница за страницей обучается практикам этого самого позитивного мышления, учится находить хорошее там, где с первого взгляда нет совершенно ничего хорошего. Техника Поллианны помогает переосмыслить события, увидеть и положительное, и отрицательное. А вторым заданием было проживать свои эмоции, осмысливать события и учиться видеть наряду с негативными явлениями также и позитивными.
Уже прощаясь, я по привычке сказала: «Встретимся …» и назвала число.
- Да, - ответил Семён, - уже весна. Там и лето скоро пройдет и зима наступит, холод…
В этот момент мы посмотрели друг на друга и разразились таким хохотом, что, кажется, стены содрогнулись.
Этот совместный смех был каким-то очищающим, каким-то целительным. А фраза Семёна показывала, что он мастер формулировать проблемы, мастер выуживать негатив из позитива.
Теперь оставалось научиться еще и тому, чтобы находить позитивное там, где Семён увидел только негатив, научиться «выуживать» позитивные эмоции из массы негативных.
(с) Юлия Гусева, психолог