Почти у каждого психолога есть сферы, в которых он не работает по каким-то причинам. Кто-то не работает с клиентами, имеющими зависимость, кто-то не работает с маленькими детьми или со взрослыми, кто-то не берет в терапию клиентов с паническими атаками и т.д. Бывает, что терапевт не имеет достаточной подготовки в какой-то сфере и это является причиной отказа от работы. Иногда отказ работать может быть связан с личными причинами. Например, имея отца-алкоголика, терапевт не готов работать с людьми, имеющими эту зависимость (конечно, тут специалисту стоит разобраться с этой проблемой на личной психотерапии). Иногда специалисты отказываются работать с некоторыми социальными группами. Так, мне знаком психотерапевт, который не берет в терапию клиентов с националистическими взглядами, а другой отказывается работать с гомосексуальными клиентами.
Возьмите в терапию мою жену. Игорь.
Игорь позвонил мне и сказал, что хотел бы, чтобы ко мне на терапию ходила его жена. Отлично, пусть супруга позвонит и мы назначим встречу (пока непонятно, хочет ли жена Игоря посещать психолога, но бывает, что какие-то силы мешают человеку самому позвонить психологу). Игорь начинает рассказывать мне про свою жену, про свою жизнь, про высокие доходы. Вот это уже меня слегка настораживает. Кто здесь клиент? И тут все встает на свои места.
Игорь говорит: "Я тоже буду к вам приходить или звонить. Вы мне будете рассказывать про мою жену. Я должен знать, что у нее в голове. Я буду платить в три раза больше, чем вы обычно берете за консультацию".
Да, сложная ситуация. Рассказываю об этике в работе психолога, о принципе конфиденциальности. И объясняю, что не могу на таких условиях начать работу с женой Игоря. Если в семье есть какие-то сложности, то, пожалуй, вариантом будет семейная терапия.
Игорь искренне возмущается. Он говорит, что я уже пятая, к кому он обращается и каждый раз он слышит примерно одно и то же. Я не удивляюсь. Я радуюсь за профессионализм коллег.
Вот такое предложение. Не думаю, что Игорь нашел психолога, который бы согласился на его условия. Даже не смотря на то, что получить тройную оплату за встречу весьма привлекательно.
Помогите моему сыну. Зоя.
Зоя позвонила мне и стала рассказывать о проблемах своего сына. Юноша заканчивал школу. Учился он, по словам матери, хуже некуда и целыми днями просиживает за компьютером. Достаточно распространенная проблема для современных молодых людей.
Конечно, есть смысл начать работать. Только тут стали выясняться интересные подробности. Оказывается, по мнению Зои, юноша ни за что не пойдет к психологу. Правда, она ему еще не предлагала, но точно знает, что он откажется. Зоя попросила меня прийти к ним в гости в качестве подруги (на чай) и побеседовать с юношей.
Я объясняю, что такая работа не представляется возможной. Почему? Потому что человек должен знать, с кем он общается и почему. Изменения невозможны, если клиент ( а в этом случае он и клиентом не станет, кстати) не знает, что идет работа, если у него нет мотивации.
Зоя начинает плакать и просто умоляет меня приехать. Очень сложно отказывать, когда человек просит помощи. Но, к счастью, есть и другие варианты работы. И Зоя соглашается сама приехать на встречу. Одна. После часового разговора мы приходим к пониманию, что Зоя попробует рассказать сыну о сегодняшней встрече. До нашей встречи Зоя была уверена, что сын ни за что не согласится пойти к психологу. Но хватило всего одного вопроса. Когда я спросила, откуда Зоя знает, что юноша не согласится, она сказала: "Мне так кажется". А что такое "кажется"? Говоря психологическим языком, это наши проекции. То, что мы думаем, думают другие. То есть, Зоя имела некие представления о том, как отреагирует сын. Но не всегда наши проекции являются верными (творческими). Частенько люди ошибаются в своих выводах о других.
Так получилось и в этом случае. На следующей день Зоя позвонила мне и сказала, что сын согласился прийти на встречу. Так началась работа. Кстати, парень оказался не такой уж зависимый от компьютера. Это тоже был проекции Зои.
А если бы я поддалась уговорам и пришла к клиентам домой? Представляю себе такую картину. "Мамина подружка" зачем-то начинает заводить разговоры с юношей (о чем, кстати?). Странно, правда?
(с) Юлия Гусева, психолог