Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского как методологическая основа гендерной проблематики в социальной психологии

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского является признанной во всем мировом психологическом сообществе. Однако нужно отметить, что социальная психология практически не обращается к идеям Выготского. Основной методологической парадигмой в современной социальной психологии является социальный конструкционизм Г. Гергена [1995]. В последнее десятилетие гендерная проблематика в социальных науках в целом и социальной психологии в частности развивается в рамках социального конструкционизма. Эта теория является признанной социально-психологической концепцией и ее развивают ведущие отечественные психологи Г. М. Андреева [2002, 2005], В. Ф. Петренко [2002]. В основе конструкционизма лежат следующие идеи и теоретические постулаты: 1) знание не может принадлежать одному человеку, оно продукт совместной деятельности людей; 2) знание конструируется в ситуации дискурса, в процессе взаимодействия групп людей и общества в целом; 3) любое объяснение мира – это соглашение (конвенция), которое значимо только в том контексте, где оно было сконструировано; 4) устойчивость форм понимания мира зависит от особенностей социальной ситуации; 5) эти формы включаются в социальную деятельность и начинают ее определять. Таким образом, теория становится средством «преобразования действительности» [Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., 2001; Шихирев П. Н., 1999; Герген К., 1995]. Важно, что именно концепция Л. С. Выготского во многом позволяет объяснить социально-конструкционистский подход к гендерной теории.

Гендерные исследования часто критикуются сторонниками классической школы психологии. Основным обвинением является то, что гендерная теория является идеологизированной, «ненаучной» в связи с тем, что она «выросла» из  феминизма, опирается на феминистскую теорию и придает мало значения биологическим детерминантам развития личности и общества, пытаясь интерпретировать данные через призму социального конструкционизма. Однако  обращение к основным постулатам такой признанной концепции как культурно-историческая концепция Л. С. Выготского показывает, что использование этой концепции в качестве методологической основы гендерных исследований в социальной психологии дает возможность увидеть, что гендерные исследование – не идеологизированная теория, а новая и очень перспективная ветвь психологической науки. Концепция Л. С. Выготского оказывается прогностична и весьма актуальна в настоящее время.

Рассмотрим подробнее основные постулаты концепции в ракурсе гендерной теории. Как известно, Л. С. Выготский выделял две линии развития ребенка: первая линия связана с общеорганическим ростом и созреванием ребенка, а вторая с культурным совершенствованием, с овладением культурными средствами поведения [Выготский Л. С., 2006]. Все основные институты социализации (семья, школа, референтные лица и  группы, средства массовой информации, общество в целом) являются одним из элементов культуры и, соответственно, становятся причиной формирования определенных паттернов поведения. Таким образом, идеи Л. С. Выготского подтверждают современные идеи сторонников теории социального конструкционизма о том, что все в мире является социально сконструированным, результатом взаимодействия.

Л. С. Выготский замечает, что «культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено как возможность в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека» [Выготский Л. С., 2006, С. 194]. Каким образом культура может видоизменять природу? Естественные психические функции опосредствуется знаками и становятся высшими, «культурными». Причем знак в данном контексте достаточно широкое понятие. Основным знаком выступает языковой знак - слово. Слово, будучи достоянием исключительно человека – культурной единицей – преобразует природное в культурное. Но знаком является и общественный строй, гендерная иерархия и стратификация, существующие в обществе и др. Изменения, опосредованные знаками, не могут быть унаследованы, они интериоризируются и экстериоризируются в течение жизни. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что социально-символическая деятельность интериоризируется. Следовательно, ребенок усваивает социально принятые способы поведения, которые соответствуют его половой принадлежности в той культуре, в которой он родился и вырос. Так, в европейской культуре символом мужественности является сила, решительность, отсутствие повышенной эмоциональности. Соответственно, ребенок мужского пола интериоризирует в свой внутренний план информацию о том как он должен себя вести (не плакать, быть сильным).

С момента рождения каждый ребенок окружен различными знаками, весь окружающий нас предметный (материальный) и духовный (идеальный) мир символичен. И каждый предмет, каждое слово или действие несут в себе явную или скрытую информацию о способах действия, об общественных  ценностях и другую социально значимую информацию. Предлагая девочке куклу, набор посуды, мы моделируем ситуацию проигрывания ею роли матери и хранительницы домашнего очага. Девочка играя становится заботливой, эмоциональной. То есть, женщины от природы не являются более эмоциональными, нежели мужчины, но их эмоциональность конструируется социумом. Покупая мальчику исключительно игрушки, связанные с активностью (машинки, самолеты, конструкторы) мы формируем у него не только активную жизненную позицию, но и развиваем пространственные представления. Так игрушка (культурный символ) формирует личность с особыми привычками, характером.

Следующим важным моментом является то, что Л. С. Выготский разрабатывал принцип историчности в психологии. «Поведение современного культурного человека является не только продуктом биологической эволюции, не только результатом развития в детском возрасте, но и продуктом развития исторического. В процессе исторического развития человечества изменялись и развивались не только внешние отношения людей, не только отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа» [Выготский Л. С., Лурия А. Р., 1993, С. 67].  Можно сказать, что именно на этой идее основываются основные теоретические положения гендерных исследований. Причиной гендерной иерархии и гендерной дискриминации является отнюдь не биология, не физиологические различия между мужчинами и женщинами (кстати, большинство из этих различий являются социально сконструированными и детерминированными), особенности исторического развития общества, которые привели к тому, что женщины и мужчины оказались в неравных условиях.

Культурно-историческая концепция смыкается с теорией социального конструирования гендера, согласно которой именно общество с его идеологией не только формирует гендерные стереотипы, но и предписывает мужчин и женщин следовать им.  Принимая за исходную позицию идеи Л. С. Выготского, можно сделать вывод, что дихотомия мужское-женское сформировалась под влиянием длительной культурно-исторической эволюции. Именно социальная ситуация привела к тому, что «мужское» и «женское» стало рассматриваться как полярное и даже антагонистическое. И даже в современном мире, когда деление на основе биологических признаков не имеет функционального смысла, женщины своим поведением, набором ролей преимущественно отражают стереотип фемининости, а мужчины – стереотип маскулинности.

Литература

  1. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: учебное пособие для вузов /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 9-26.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология и социальные изменения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 6. - № 5. - С. 5-15.
  3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 286 с.
  4. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2006. – 1136 с.
  5. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.
  6. Герген К. Г. Движение социального конструкционизма в современной психологии  // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / (Ред.-сост. Е.В. Якимова). - М.:ИНИОН, 1995. – С. 51-73.
  7. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке// Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. - № 3. - С. 113-121.
  8. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 1999. – 447 с.

Гусева Ю.Е. психолог.

Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования.

СПб., 2008. – С. 567-569.

(с) 2010 ИП Гусева Ю.Е.. Все права защищены.

Бесплатная психологическая помощь в Санкт-Петербурге