Психолог Юлия Гусева



домашка

Важна ли последовательность выполнения домашних заданий или это не имеет значения? Я думаю, что ответы на вопрос будут разными в зависимости от вашего школьного опыта. Мы же говорим сейчас о первоклассниках, которым задают не слишком много и которым важно получить первый положительный опыт выполнения домашнего задания.

Если ребенок в целом справляется и сам выбирает, какое задание он будет выполнять сначала, а какое потом, не вмешивайтесь и не старайтесь переструктурировать его деятельность. Ребенок еще только учится планировать свою деятельность и ему важно на собственном опыте попробовать разные варианты. Дайте ему возможность сделать ошибки, исправить их.

Имеет смысл вмешиваться, если у ребенка есть проблемы с выполнением домашнего задания. Например, ребенок слишком долго выбирает, с чего начать.

Миша приходит из школы и начинает выполнять домашние задания. Собственно, само приготовление к тому, чтобы начать работу, занимает у него не менее часа. Он достает все учебники и тетради, пересматривает их, берет математику, откладывает, берет Букварь и снова откладывает. Он открывает и закрывает тетради, что-то ищет. Папа несколько дней наблюдал за Мишей и в итоге принял решение вмешаться.

- Миша, я вижу тебе сложно решить, с какого предмета начать, - сказал папа.

- Да, - кивнул головой Миша.

- Давай попробуем вместе. Что ты решил сначала сделать?

- Я хотел математику, а потом письмо, а потом передумал.

- А давай сделаем так. Сегодня сделаем так, как ты решил сначала: математика, письмо, чтение. А завтра можно по-другому.

- Да, можно чтение, потом письмо, потом математика.

- А еще можно делать по списку, как предметы в дневнике у тебя записаны.

Миша вздохнул с облегчением и принялся за уроки.

Конечно, проблема выбора не является такой уж сложной для преодоления. Бывают и другие ситуации.

В один из самых первых учебных дней бабушка сказала Коле, что лучше всего сначала сделать самые сложные задания, а потом уже переходить к простым. Коля так и сделал. Труднее всего ему давалось письмо. Буквы не слушались, получались какими-то кривыми, выбегали за строчки, падали и спотыкались. Коля старался, прописывал целые строчки и только потом начинал писать на чистовик. Коля очень уставал от выполнения этого задания и поэтому задание по математике делал уже невнимательно, второпях читал и бежал играть. Бабушка сердилась и нередко заставляла Колю заниматься еще.

Наверно, так и бы продолжалось дальше, если бы на проблему не обратила внимание учительница Коли. Она заметила, что в школе Коля отлично справляется с заданием по математике, в то время как домашние задания по этому предмету мальчик выполняет очень плохо. Педагог поговорила с родителями Коли, выяснила, как Коля делает домашние задания и дала рекомендации. Педагог предложила сначала выполнять задание средней сложности, потом самое сложное и в конце самое простое. В случае Коли это математика, письмо, чтение.

На следующий день мама Коли начала выполнять рекомендации учительницы. Она предложила мальчику сделать сначала задание по математике. Коля сначала не соглашался, так как уже знал, что нужно сначала сделать все самое сложное (он помнил указания бабушки), но маме удалось его убедить.

- Давай попробуем один раз сделать не так, как ты привык. Делать самое сложное сначала лучше для бабушки, а для тебя, возможно, лучше подойдет другой вариант.

Коля согласился. Он быстро справился с математикой и взялся за письмо с энтузиазмом. Он был доволен, что часть заданий уже сделана. Конечно, письмо заняло больше времени, но мама предложила не писать слишком много в черновике и Коля согласился. Довольно быстро Коля справился и с этим заданием. Оставалось прочитать сказку в Букваре. Это было самое простое! Коля легко все выполнил.

Оказалось, что так учить уроки гораздо легче!

Начинать с самого сложного часто предлагают детям взрослые. Сложное задание всегда занимает много времени, утомляет ребенка и создает картину того, что еще очень мало сделано. Напротив, если ребенок выполнил сначала одно-два задания среднего уровня сложности, у него создается впечатление, что большую часть работы он уже сделал и осталось совсем немного. С таким настроем ребенку проще выполнять сложное задание, особенно если в конце остается сделать самое простое, любимое задание.

(с) Юлия Гусева, психолог.