Психолог Юлия Гусева



домашка

А теперь поговорим о тех детях, которые еще не готовы самостоятельно готовить домашние задания и нуждаются в помощи взрослого.

 

Дети, которым нужно присутствие

Некоторые дети с трудом учат уроки, сидя в своей комнате за своим письменным столом. Они отвлекаются, смотрят в окно, постоянно выбегают из комнаты. А вот сидя на кухне рядом с бабушкой, которая помогает только своим присутствием, они могут самостоятельно выучить все, что задано.

Что нужно этим детям? Им нужно присутствие рядом значимого взрослого, которое придает им уверенности, спокойствия. Каким образом можно организовать это присутствие? Вы можете организовать себе место отдыха в комнате ребенка (поставить кресло) и просто читать или заниматься каким-то спокойным делом (например, рукоделием) в то время, когда ребенок учит уроки. Может быть, вы даже немного вздремнете. Единственное, хотелось бы, чтобы взрослый в это время воздержался от использования гаджетов. Покажите ребенку хороший пример: проведите время без телефона, планшета или ноутбука.

Дети, которым нужна поддержка

Некоторые дети вполне справляются с выполнением домашнего задания, но для них важно сначала сделать домашнее задание устно вместе со взрослым. Этим детям важно проговорить задание, обсудить его. Очень хорошо, если после обсуждения задания ребенок в состоянии выполнить его самостоятельно. Это свидетельствует о том, что в дальнейшем ребенку будет проще перейти к самостоятельному выполнению домашнего задания, нежели тем детям, которые не могут сами выполнять задания и после предварительного обсуждения со взрослым.

Если есть такая возможность, обсудите с ребенком задание. Важно, чтобы взрослый не просто объяснял, как выполнять задание (этого вообще лучше избегать), а задавал ребенку наводящие вопросы, помогая ему самостоятельно ответить на свои же вопросы, найти решения. На следующем этапе будет достаточно, чтобы ребенок просто проговорил взрослому, как он будет выполнять задание и последним этапом станет полностью самостоятельное выполнение домашнего задания. Конечно, важно не торопиться, переходя от одного этапа к следующему. Иногда ребенок готов сам делать уроки уже в первом классе, иногда позже, например, только к окончанию начальной школы.

Дети, нуждающиеся в контроле

Самая сложная категория детей – это дети, которые нуждаются в контроле. Например, дети с синдромом дефицита внимания постоянно отвлекаются и не могут сосредоточиться на выполнении домашнего задания. В некоторых случаях родители, излишне помогавшие ребенку в дошкольном возрасте, способствовали тому, что ребенок не научился самостоятельно работать.

В этом случае лучше всего обратиться к психологу. Зачем? Психолог проведет диагностику, выявит причины проблему и вы получите конкретные рекомендации относительно взаимодействия с ребенком, которые будут наиболее эффективны в вашем случае.

А что же делать, если нет такой возможности? В этом случае постарайтесь хотя бы часть работы делегировать ребенку. Например, после обсуждения домашнего задания ребенок выполняет его в присутствии взрослого (т.е. это комбинация двух вышеописанных случаев). Причем, обсудить нужно не все задания сразу, а последовательно. Т.е. вы обсуждаете задание, ребенок его выполняет в вашем присутствии и только потом вы переходите к обсуждению следующего задания. Обязательно похвалите ребенка за то, что он смог сам выполнить домашнюю работу.

(с) Юлия Гусева, психолог.