Психолог Юлия Гусева



школа

Один из важных компонентов подготовки к школьному обучению – это формирование отношения ребенка к школьному обучению.  Можно выделить две крайности, присущие родителям: идеализация школьного обучения и запугивание ребенка школой. Рассмотрим обе стратегии.

Идеализация школьного обучения  проявляется в том, что родители слишком воодушевленно говорят о школе. Их цель – позитивно настроить ребенка. Что говорят такие родители ребенку? Они с энтузиазмом рассказывают ребенку о школе,  о том, как ему будет хорошо и интересно учиться, как много нового он узнает. Искренний ребенок, конечно, спрашивает, узнает ли он в школе о космосе, о динозаврах и других интересующих его вещах. И, конечно, родители уверяют его, что именно это в школе и будут проходить. Мало того, родители активно формируют у ребенка мотивацию. Например, если ребенок задает какой-то вопрос, то родители нередко отвечают: «Вот пойдешь в школу и узнаешь». В общем, в 1 сентября такой ребенок, конечно же, стремится в школу, рассчитывая заниматься там самыми интересными вещами, которые только возможны.

Какова же реальность?  Уже с первых дней ребенок понимает, что то, что рассказывали родители о школе – сказки. Никаких динозавров в школе не изучают, а пишут палочки и считают яблоки… Согласитесь, реальность существенно отличается от ожиданий. Это все равно, что пойти в ресторан, а попасть в «Макдональдс»… Такому ребенку непросто в школе. Школа кажется ему еще более скучной и неинтересной от того, что он ожидал совсем другого.

Другая крайность – это запугивание школой. Так, ребенку, который не хочет что-то делать (читать, считать), родители говорят: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят» или «В школе тебя научат уму-разуму». В этом случае ребенок заранее боится школы. Действительно, страшно. В школе, похоже, страшные учителя, которые заставляют детей учиться и делать то, что они не хотят и постоянно ругают. Такой ребенок точно не ждет от школы ничего хорошего. Он заранее настроен на неудачу, заранее опасается и ждет проблем. Естественно, такому ребенку в школе нелегко адаптироваться.

Давайте не будем впадать в крайности, дорогие родители. Не нужно строить воздушные замки и преувеличивать достоинства школы. Но и говорить о школе только плохое не стоит.

Как рассказать ребенку о школе?

Как мы уже убедились, важно рассказывать ребенку правду. Это не так просто, как кажется и еще более не так просто, как хотелось бы.

Дело в том, что легко и четко  ответить на вопрос, зачем учиться в школе, не всегда могут даже взрослые. Поэтому чаще всего родители говорят ребенку о его обязанности учиться. Например так.

Вика должна идти в первый класс этой осенью. Бабушка объяснила ей, что в школе она научится читать, писать и считать. Но дело в том, что Вика уже все это умеет. Сама же бабушка ее и научила. Вот такой парадокс. Именно это и озвучила бабушке, сказав, что не собирается идти в школу, так как уже отлично умеет и читать, и писать, и считать. После этого бабушка стала рассказывать Вике о том, что у каждого человека есть обязанности: папа и мама ходят на работу, младший братик ходит в садик, а Вика должна будет ходить в школу.

В определенной степени, конечно, такое объяснение удовлетворяет ребенка. Но тогда школа оказывается каким-то неизбежным злом. Ребенок понимает, что одиннадцать лет он обязан куда-то ходить, но не совсем понятно, зачем. В связи с этим, конечно, будет лучше, если родители в позитивном ключе будут обсуждать с ребенком, зачем нужно посещать школу. 

(c) Юлия Гусева, психолог.