Психолог Юлия Гусева



сексуальное воспитание

Каждый родитель понимает, что однажды ему будет нужно отвечать на неудобные вопросы. И родители нередко беспокоятся о том, не слишком ли рано рассказывать ребенку о деторождении, сексуальных взаимоотношениях. Также родители беспокоятся, достаточно ли корректно они информируют детей.

Не рано ли?

Обычно родители стараются информировать ребенка достаточно общо, не углубляясь в детали. Например, кратко рассказывают, что ребенок "появился из животика" и т.д. Такие ответы, безусловно, имеют право на существование, если они удовлетворяют познавательный интерес ребенка. А как узнать, удовлетворен ли познавательный интерес ребенка? Маркер один - отсутствие дальнейших вопросов. Если ребенок задал вопрос, получил ответ, удовлетворен полученной информацией и больше не задает вопросов, следовательно, этой информации на данный момент ему достаточно. В этом случае родитель может быть уверен, что он дал ребенку необходимую и достаточную  информацию. Совершенно не обязательно  в этом случае доставать с полки дополнительные книги, показывать фильмы и т.д.

Как узнать, пора ли рассказывать ребенку больше, чем вы рассказали? Очень просто. Если после вашего ответа ребенок задает вопросы, хочет узнать какие-то подробности, значит, ему уже недостаточно информации, которую вы ему предложили. Например, если ребенок уточняет, каким именно образом он выбрался из живота матери или задает вопрос, как он попал в живот, то получается, что ему необходимо получить больше информации, нежели он имеет.

И вот тут возникает вопрос, а "не рано ли"? Не рано, если ребенок уже способен критически осмыслить полученную информацию и сформулировать свой вопрос.  Дело в том, что если у ребенка остались вопросы, которые он задал вам, но не получил на них ответа, то он обязательно будет искать на них ответ. Но какую информацию получит ребенок в этом случае? Дошкольник получит информацию от друзей и с большой вероятностью она будет некорректной. Школьник будет искать ответы у друзей и в интернете. И вот в этом случае скорее всего узнает гораздо больше, чем ему на данный момент нужно знать либо получит много противоречивой и эмоционально окрашенной информации.

Итак, основной маркер необходимости просвещения ребенка - его интерес и вопросы. И лучше всего, если ответит на эти вопросы родитель, чем друзья или сайты в Интернете.

То ли я рассказываю? так ли это делаю?

Основной принцип - рассказывать ребенку правду. Может быть, это будет не вся информация сразу, может быть, вы  упустите какие-то подробности или детали. Но самое главное - не рассказывать ребенку сказок, не лгать. Например, родители нередко выдумывают истории про детей в капусте, аистов и т.д. Бывает, что родитель говорит, что ребенка "Бог дал". Но фраза "Дал Бог" это метафора. А ребенок не в состоянии понять метафоры. И тогда малыш представляет себе, что в однажды в их квартиру постучался Бог и дал в руки родителям малыша. Но такая информация вызывает еще больше вопросов у ребенка. А откуда Бог взял ребенка? А как Бог узнал, что вы хотели ребенка? А другим тоже Бог дает ребенка? И так далее. В итоге родитель только путается и нередко ребенок находит противоречия в рассказе взрослого. Можно ли после этого доверять такому взрослому? Надеюсь, на этот риторический вопрос вы ответите сами.

Если вы честно и правдиво отвечаете на вопросы ребенка, то это именно та информация, которую нужно знать сейчас ребенку. Для ребенка важно знать, как устроено его тело и тело людей другого пола. Эта совершенно необходимая информация для ребенка и ни в коем случае не нужно бояться делиться  с ребенком этой информацией. Закрытость, табуированность темы вызывает больше интереса (только уже нездорового), больше стыда.  

Расскажите ребенку, что тело мужчин и женщин  отличается, покажите ребенку атлас по анатомии.  Не так просто рассказать ребенку о таких вещах как половой акт, зачатие. Но важно понимать, что процесс деторождения и все, что с этим связано - не постыдная для обсуждения тема. Это совершенно нормальная тема, которую можно и нужно обсуждать в семье.

(c) Юлия Гусева, психолог.