Психолог Юлия Гусева



школьник

До начала 90-х гг. ХХ столетия в России школьное обучение начиналось преимущественно в семь лет. Конечно, некоторые взрослые могут вспомнить, что пошли в школу в неполных семь лет. Но это было скорее исключением, нежели правилом. Причем среди этих взрослых есть как те, кто достаточно легко адаптировался к школе и легко учился, как и те, кому адаптация в 1 классе далась нелегко.

 "Я пошла в школу в шесть лет. Набирала класс знакомая учительница и родители решили меня отдать в школу. Мне сложно давалось обучение в начальной школе, особенно в первом классе. Я не успевала за другими ребятами, часто плакала из-за того, что у меня не получается красиво писать. мне хотело играть, трудно давалось выполнение домашних заданий. Порой мы с бабушкой до ночи сидели над уроками, тогда как другие ребята управлялись с уроками менее, чем за час. Потом наладилось, стало проще. Но сначала было тружно", — вспоминает Инна.

В конце 80-х гг. ХХ столетия  в СССР было введено четырехлетнее начальное образование, которое, кстати, не было тогда обязательным. Некоторые школы стали набирать "нулевиков"-шестилеток, которые обучались по программе "1-4", изучая программу начальной школы за четыре года. Другие школы продолжали работать по программе "1-3", набирая детей семилетнего возраста, которые усваивали программу начальной школы за три года.  Нулевой класс был чем-то промежуточным между детским садом и школой. Дети не получали домашних заданий, в тихий час обязательно отдыхали, гуляли и играли. Однако организовать такие классы во всех школах не представлялось возможным, поэтому повсеместный переход на систему "1-4"  привел к тому, что бывший нулевой класс стал обычным первым классом: дети уже не спали днем, появились домашние задания, дети стали находиться в школе не целый день (как в детском саду), а пол дня и вторую половину дня дети уже не играли и гуляли, а посещали дополнительные занятия и учили уроки. То есть, изначально нулевой класс был больше похож на детский сад, где дети еще и готовились к школе. В определенной степени, современные дошкольники, которые посещают подготовительные курсы к школе, похожи на прежних нулевиков, только учатся вечером, что, конечно, хуже для здоровья ребенка.

Нулевой класс, в его первоначальном виде  подходит для детей шестилетнего возраста, если, конечно, уроки длятся 30 минут, проходят в игровой форме  и их не более четырех в день, если дети не получают домашних заданий, а после занятий играют, гуляют, спят. Но таких классов в современных школах нет (разве что в каких-то частных школах, иногда нечто похожее встречается в школах индивидуального развития, которые предназначены для детей с проблемами со здоровьем). На данный момент первый класс в России не отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста (шестилетних детей).

Был ли смысл в введении четырехлетнего начального обучения? Сложный вопрос. Подготовленный ребенок в состоянии усвоить программу начальной школы за три года.  Опыт показывает, что дети, которые в 90-е года пошли в школу в семилетнем возрасте, будучи подготовленными, отлично справились с программой начальной школы за три года. В тот период бывало так, что в одном четвертом классе оказывались и те, кто обучался в начальной школе три года, и те, кто четыре. А вот если ученик не готов к школьному обучению, то дополнительный год учебы не помогает и он нередко имеет проблемы в обучении в средней школе.

Одним из аргументов тех, кто считает нормальным обучение в школе с шести лет является ориентация на зарубежные страны, где школьное обучение начинается в пять-шесть лет. Действительно, это так. Во многих европейских странах, в США школьное обучение начинает в пять-шесть лет. Однако важно обратить внимание не столько на возраст начала школьного обучения, сколько на содержание образовательных программ. В Европе и Америке дети в школе много играют, гуляют, рисуют, лепят, поют и танцуют, то есть, занимаются деятельностью, которая соответствует им по возрасту. Чтение, письмо и счет занимает незначительное место в образовательной программе пятилетки, не более, чем в нашем детском саду.

Итак, есть ли смысл отдавать ребенка в школу в шесть лет? Это возможно, если школа соответствует требованиям, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Если это школа, где дети учатся в игровой форме, много гуляют, играют, не получают домашних заданий, то да, в такую школу можно отдать шестилетнего ребенка. Но если это обычная традиционная российская школа, то важно понимать, что она предназначена для детей семилетнего возраста. 

(с) Юлия Гусева, психолог