Психолог Юлия Гусева



фасилитация

Бывает, что родители удивляется тому, что ребенок в детском саду самостоятельно ест и одевается, в то время как дома ему требуется помощь. Почему так происходит?

Как родители учат детей ничего не делать

Родители часто обвиняют сами себя, думая, что они разбаловали ребенка и нужно с этим "что-то делать".  Верно ли, что основная проблема в родителях? Да, иногда так бывает.

Вере четыре года, она живет с родителями и бабушкой. Бабушка не так давно вышла на пенсию, у нее достаточно много свободного времени и она взяла на себя заботу о Вере. Утром бабушка разрешает Вере поспать подольше, готовит и накрывает для нее завтрак. Бабушка ласково будит Веру, Вера обычно немного капризничает (если честно, специально, ей нравится, что бабушка ее уговаривает), не хочет вставать. Бабушка нередко на руках относит внучку умываться, потом к столу.  Дальше Вера отказывается есть и бабушка кормит ее. И так все утро. Вера не одевается, не хочет причесываться. Бабушке не трудно и даже приятно помочь внучке, что она и делает. Когда Вера и бабушка находятся вдвоем, то бабушке достаточно комфортно. Проблемы появляются вечером в детском саду. Бабушке неловко, что все дети одеваются сами, а Вера требует, чтобы ее одевала бабушка. Да и педагоги говорят, что во время пребывания в детском саду никаких проблем с самообслуживанием у Веры нет.

Что же получается? Бабушка сама вырыла себе яму? Да, похоже, что так и есть. Бабушка с удовольствием одевала и кормила Веру. А дети очень тонко чувствуют, что нравится взрослым. И дети откликаются на эмоции взрослых. Вера могла бы сама одеваться, но так как бабушка всегда ей помогала, то так уж сложилось в этой семье.

Понятно, что произошло. Понятно, что бабушка допустила ошибку. Но нам важнее разобраться, что делать дальше. Как изменить ситуацию?

Бабушка Веры пошла таким путем. Она честно сказала внучке, что с удовольствием носит ее на руках и, наверно, и дальше носила бы с удовольствием. Но дело в том, что Вера растет и становится все тяжелее. Вера с бабушкой посмотрели фотографии, где бабушка держит на руках маленькую Верочку, потом фото, где Вера уже постарше. А потом подошли к зеркалу. Вера выросла. Она почти доставала до бабушкиного плеча. И бабушка сказала, что больше не будет носить Веру на руках. Но Вера может посидеть у нее на коленях, когда они читают книги и смотрят мультики. Дальше нужно было решить вопрос с одеванием и едой. Бабушка стала будить Веру пораньше и теперь Вера помогала готовить завтрак и накрывать на стол. А потом проголодавшаяся Вера с удовольствием садилась за стол и ела те блюда, которые они вместе приготовили. И если раньше бабушка завтракала раньше Веры, то теперь они ели вместе и уже совсем неуместно было кормить Веру. Иногда только девочка по привычке просила бабушку покормить ее. Тогда бабушка давала ей одну-две ложки каши.  А как же одевание? И снова стали все делать вместе. Бабушка одевалась сама, а Вера тоже сама. Иногда только бабушка помогала завязать Вере шнурки или застегнуть сзади пуговицу.

Подражание в детском коллективе

Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом опыта других людей, в частности их движений, манер, поступков и действий. 

Каким образом проявляется подражание в детском коллективе? Дети порой даже сами не замечают того, как наблюдая за другими, подражая им, осваивают какие-то навыки. Например, малыш,  глядя как одевающийся рядом ребенок застегивает пуговицы, тоже, подражая ему, начинает застегивать пуговицы, хотя раньше не умел этого делать. Все идут за стол и ребенок невольно подражает, тоже берет стул, садится за стол и ест.

Конечно, в детском коллективе подражание носит не только позитивный характер. Подражая друг другу, дети иногда воспроизводят ругательства, иногда обзывают друг друга, дерутся и т.д. Все родители знают, что начав посещать детский сад, ребенок очень быстро усваивает как полезные навыки, так и нежелательные. Но не будем сейчас говорить о том, что не является темой нашей беседы.

Нам важно понять, что подражая другим, будь то взрослые или дети, ребенок учится очень многому. В описанном выше примере, Вера стала учиться самостоятельности, частично подражая бабушке. Совместное приготовление завтрака, совместное одевание и другие совместные действия  помогли Вере научиться самостоятельности дома.

Обратимся к науке или социальная фасилитация.

Попробуем обратиться к социально-психологическим исследованиям и понять, почему же так происходит. Сначала раскроем термин, указанный в подзаголовке. Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность протекает свободнее, раскованнее, активнее и интенсивнее.

Психолог Зайонц полагает, что улучшение протекания какой-либо деятельности может происходить  потому, что люди взволнованы физическим присутствием других людей. Это возбуждение способствует повышению активности организма.  Зайонц  с коллегами проводил опыты с тараканами и выяснил, что даже тараканы двигаются быстрее в присутствии сородичей. Конечно, эксперименты с тараканами не могут полностью объяснить поведение людей. Приведем еще примеры. Н. Триплетт доказал, что велогонщики проходят дистанцию значительно быстрее в ситуации соревнования друг с другом, нежели в одиночку. Он же провел эксперимент, в котором испытуемыми были  дети, которые должны были наматывать леску на катушку. В случае, если дети работали в паре, они наматывали леску значительно быстрее, чем дети, которые работали одни.

Что же происходит с детьми в детском коллективе? Присутствие других людей, сам их факт наличия рядом, повышает состояние возбуждения, повышает активность. В этом случае дети, находясь рядом, активнее делают все то, что  дома делают медленнее или не делают вообще. Если дома ребенок может сидеть перед тарелкой с кашей чуть ли не час, то в детском саду справляется с завтраком за десять-пятнадцать минут. Или, возможно, вы слышали, как расстраивается мама одного ребенка, что ребенок плохо ест, в то время как родители троих детей крайне редко жалуются на аппетит своих детей. Чаще взрослые считают, что дело в конкуренции и борьбе за блага (и вспоминают немецкую поговорку "В большой семье клювом не щелкают"). Но дело не только в конкуренции за блага. В большой семье больше энергии, за столом выше активность у всех членов. В том числе члены семьи и едят быстрее.

Итак, мы поняли, что происходит с детьми с детском саду. А теперь давайте разберемся, что же нам делать дома в случае, если мы предполагаем, что проблема именно в социальной фисилитации. Вряд ли есть возможность организовать дома детский сад ради того, чтобы ребенок ел или одевался. Это и не нужно. Нужно, чтобы энергии у ребенка стало больше. А как мы уже поняли, энергия - это присутствие других людей.

Как вы едите? Если, например, ребенок ест один, то важно наладить процесс питания таким образом, чтобы семья обедала вместе. Примерно так, как сделала бабушка Веры. Очень часто бывает, что взрослые, быстро поев, уходят и оставляют ребенка одного доедать. Ребенок же может чуть ли не час сидеть перед полной тарелкой. То же самое касается и одевания. Если ребенку сложно одеваться самому, то не стоит отправлять его в свою комнату одеваться. Скорее всего, отправив ребенка одеваться, вы, зайдя через пятнадцать минут в его комнату, увидите малыша играющим, но не одетым. Ребенку нужно помочь, но не делать все за него. Например, можно сказать так: "Давай-ка я помогу тебе надеть свитер, а ты надевай брюки". Или можно одеваться вместе, синхронно: надеваем свитер, шапку, пальто  и так далее.

Детям очень нужны рядом другие люди, в том числе и взрослые. Взрослые - это опора для ребенка. Вы можете стать для своего ребенка и опорой, и поддержкой, и фасилитатором. Будьте рядом.  

(c) Юлия Гусева, психолог