Психолог Юлия Гусева



детская истерика

Частые истерики у ребенка. Серьезная проблема для родителей. Как реагировать на истерики? Стоит ли игнорировать истерики? Как вести себя, если у ребенка истерика.

Ваш ребенок уже не малыш, он уже старший дошкольник или школьник? Он часто слишком бурно реагирует на замечания, на возникшие трудности, плохие оценки, если ему что-то не дали или в чем-то отказали? Он плачет, кричит, может кидаться вещами, топать ногами, что-то сломать и при этом обязательно старается находиться рядом с вами? После этого он обычно плачет, успокаивается, даже просит прощения. Если вы узнали в этом описании своего ребенка, то эта статья для вас.

Конечно, я не встречала вашего ребенка и не могу наверняка утверждать, что ваш ребенок относится к описанному мною типу. Но приведенные в этой статье рекомендации точно не навредят ни вашим отношениям, ни ребенку. Что происходит с ребенком?

Ребенок требует постоянного внимания

Ребенок требует внимания плохим поведением, истериками, капризами. Иногда кажется, что ребенок просто провоцирует вас. Уверена, что вы уже пробовали различные стратегии поведения. И самый распространенный совет, который получают родители от знакомых - это никак не реагировать истерики и оставить ребенка на какое-то время одного (самому уйти в другую комнату, отправить ребенка в другую комнату). Некоторым детям, действительно, одиночество помогает успокоиться. Если эта стратегия работает - отлично. Вы нашли свой эффективный способ реакции на истерику ребенка. Вы можете просто спокойно сказать ребенку: "Побудь в своей комнате и успокойся, после этого мы продолжим".

А что делать, если этот способ не работает? Ребенок не идет в свою комнату, может быть, хватает вас за руки, падает на пол, что-то кидает или даже бьется головой о стену. А если вы пробовали отвести его насильно, то он не успокаивается. Попытки родителя уединиться тоже не заканчиваются успехом. Ребенок бьет кулаками в дверь, громко кричит, плачет. Конечно, можно сказать, что это невоспитанный ребенок, его нужно наказать, не обращать на его внимания. Можно, только проблему это не решит.

Что это за ребенок?

Такие реакции присущи людям, которые относятся к демонстративному типу личности. Конечно, в младшем школьном, а тем более в дошкольном возрасте еще нельзя говорить об акцентуациях характера (акцентуации характера - это ярко выраженные черты характера), но мы можем говорить о предпосылках появления определенных черт характера.

Итак, ваш ребенок старается всеми силами привлечь внимание. Если не получается это сделать социально приемлемым способом, он делает теми способами, которыми умеет. Полностью отказать такому ребенку во внимании очень жестоко и, как мы уже убедились, проблемы не решит. Но, к сожалению, нельзя и потакать истерикам, бурным реакциям. Дело в том, что такая стратегия поведения закрепляется у ребенка и он начинает во всех случаях ее использовать.

Нельзя потакать капризам и истерикам ребенка!

А что же можно? Важно помочь ребенку преодолеть это негативное эмоциональное состояние. Сначала определимся, что нужно ребенку. Да, ребенку нужно внимание и еще ему нужны достаточно сильные эмоции, а также телесный контакт. Обратили внимание на то, что стандартная схема это "проблема - поведенческая реакция (крики, возмущение, агрессия) - эмоциональная реакция (слезы) - примирение (ребенок просит прощения, вы обнимаетесь и т.д.)?

Что можно сделать? Наша задача обойтись без бурных поведенческих проявлений. Но при этом мы должны понимать, что ребенок должен испытать достаточно сильные эмоции, настолько необходимые ему на данном этапе.

Что делать с истериками?

А теперь обсудим, что делать и как делать. Конечно, вы уже отлично знаете своего ребенка. Вы знаете, в каких случаях у него начинаются истерики. Может быть, когда он устал вечером, может быть, когда не получается с уроками, может быть, когда ему не дают дополнительную порцию сладкого или он слишком долго смотрел телевизор.

Как только вы видите первые признаки эмоционального напряжения, не старайтесь уйти от проблемы. Наоборот, помогите ребенку. Подойдите к нему и скажите что-то типа: "Ты начинаешь сердиться (закипать, раздражаться, нервничать). Знаешь, как обычно у нас бывает? Ты злишься, потом кричишь, что-то ломаешь, мы ругаемся, я начинаю тоже злиться и раздражаться, кричать, ты плачешь, я плачу, а потом мы миримся. Я очень устаю от этого. Давай мы быстренько уже поругаемся, а потом помиримся". Что дают нам эти слова? Дети помладше обычно соглашаются и тогда вы можете быстро (скорее в шутку) поругаться, покидать подушки, потопать ногами. Ребенок испытал эмоции и получил внимание социально приемлемым путем, проблема исчерпана. А дети постарше обычно реагируют иначе. Они нередко смеются (тоже эмоции) и говорят: "Мама, давай пропустим первые два пункта и сразу помиримся". В этом случае обычно смех дает ребенку положительные эмоции, разряжает обстановку. Обязательно обнимите ребенка, поцелуйте, телесный контакт очень важен для ребенка.

Напомню, что речь не идет о малышах, речь идет как минимум о старших дошкольниках и даже школьниках.

В дальнейшем ребенок может и сам применять эту стратегию. Ребенок должен учиться справляться со своими негативными эмоциями, не выливать их на окружающих. Но при этом полное сдерживание эмоций не является благоприятным для эмоционального состояния и психологического благополучия ребенка.

(с) Юлия Гусева (психолог)

детская истерика